
Фото: “Исрагео”
Гражданин Грузии Михаил Чхиквишвили, 22-летний неонацист, арестованный в Кишиневе в июле 2024 года и экстрадированный в США 22 мая 2025-го, содержится сейчас в стоящем на берегу Гудзона современном небоскребе, в котором размещается бруклинский федеральный централ MDC. Следуя примеру подавляющего большинства федеральных арестантов Америки, Чхиквишвили не стал дожидаться суда, а благоразумно признал вину в надежде на сокращение срока и ожидает приговора, вынесение которого назначено на 9 марта 2026 года. Прокуратура собирается требовать, чтобы его приговорили к 18 годам лишения свободы, но судья не обязательно ее послушается. В международных кругах юных неонацистов, общающихся между собой на английском — часто вполне приличном — Чхиквишвили известен как «Командир Мясник», возглавлявший до ареста организацию «Культ маньяков-убийц»(КМУ) или «Маньяки. Культ убийц». Федеральная прокуратура Восточного округа Нью-Йорка квалифицирует эту команду как «склонную к насилию международную экстремистскую неонацистскую группировку», «базирующуюся в России и в Украине», где ее основал в 2019 году Егор Краснов. По словам «Википедии», в России, — где ее также именуют «сатанинской», — и в Великобритании она признана террористической.
Было время, когда Чхиквишвили приезжал в США не под конвоем и останавливался у своей бабушки в Бруклине, а однажды провел пару месяцев в Сан-Хосе у своей зазнобы, которая сохранила о нем нелестные воспоминания и добровольно дала показания ФБР.
Как говорится в судебных документах, члены КМУ общались в Телеграме и обменивались видео, изображавшими преступные деяния, которые якобы совершала группировка, «в том числе избиения и ножевые ранения». Посты КМУ в Телеграм-каналах пытались вербовать соратников, которые бы имели опыт работы с взрывчатыми веществами и биологическим и химическим оружием на предмет совершения преступлений с массовыми жертвами, писала прокуратура в майском ходатайстве о том, чтобы Чхиквилишвили не выпускали под залог. Суд ее уважил. Сначала Чхиквишвили представлялся как «вербовщик», «администратор» и «куратор» КМУ, а под конец — как его «лидер». Начиная с сентября 2021 года, он периодически выпускал написанные на английском манифесты под названием «Справочник ненавистника». Его третье и последнее издание вышло в октябре 2023 года. Здесь авторами объявлялись «Командир Мясник и коллектив КМУ». Прокуратура приводит названия двух глав: «Оружие анархии» и «Белая раса, одна раса». Чхиквишвили писал в предисловии: «Я Командир Мясник, национал-социалист от рождения и куратор КМУ, известного также как » Культ маньяков-убийц»… Я могу с гордостью заявить, что я убивал ради белой расы и желаю посеять еще больший хаос в этом прогнившем мире. Эта книга рассчитана на читателей, которые являются жестокими воинами или хотят ими сделаться, и готовы приступить к массовым акциям… Главная наша цель в том, чтобы распространить пламя Люцифера и продолжить его миссию этнической чистки, великий бросок к очищению».
Непосвященным все это может показаться вздорным и постановочным, и действительно, некоторые юные неонацисты прекращали свою деятельность после того как мама отняла у них айфон, — но прокуратура утверждает, что призывы Чхиквишвили к насилию привели к «многочисленным бессмысленным убийствам в США и по всему миру», и приводит несколько примеров. В частности, в январе 2025 года 17-летний школьник застрелил ученицу школы Антиох в Нэшвилле, Теннесси, и ранил ее однокласника, а потом застрелился сам. Причем он напрямую транслировал по мобильнику часть происходящего. Незадого до этого убийца поместил в сети видео, в котором заявил, что его акция будет проводиться во имя КМУ и другой аналогичной организации, и поименно упомянул Чхиквишвили и основоположника КМУ Егора Краснова. В августе 2024 года другой неонацист, облаченный в маску в виде черепа и разгрузочный жилет с изображениями черного солнца и «мертвой головы», стримил, как он вонзает нож в пятерых человек перед мечетью в турецком городе Эскишехире. Перед этим он распространял «Справочник ненавистника» и неоднократно ссылался на его автора, то есть Чхиквишвили. Вот еще один образчик пагубного влияния КМУ на подростков: в апреле 2022 года 17-летний гражданин Германии, проживавший в Румынии, зарезал там 74-летнюю женщину и стримил, как он пыряет ее ножом и под конец перезает ей горло. По словам американских прокуроров, это убийство было частью ритуала посвящения в члены КМУ. Сперва убийца объяснял, что напал на женщину, так как она еврейка, но позднее заявил следователям, что принял ее за цыганку. В июле 2022 года Чхиквишвили послал видео этого преступления своему американскому единомышленнику и написал, что находит убийство «бабули» весьма потешным. «Закончил то, что не получилось у Гитлера», — философски заметил тот. «Закончил? — ответил Чхиквишвили. — Мы только начинаем». Адресата звали Николас Уэлкер, и в тот момент он был главарем международной экстремистской организации Feuerkrieg Division (FKD), основанной 11-летним эстонским мальчуганом и демонстрирующей пристрастие нынешних неонацистов к старонацистской терминологии. По словам прокуратуры, «как и КМУ, FKD придерживается неонацистской идеологии и ведет войну против расовых меньшинств, еврейской общины, ЛГБТ-сообщества и журналистов».
Я почитал уголовное дело Уэлкера и узнал, что он был пьяницей, наркоманом и периодически бомжом. Уэлкер признал себя виновным в угрозах бруклинскому журналисту, который ездил в Эстонию от крупного американского издания и интервьюировал там местных нациков, и был приговорен в апреле 2024 года к 44 месяцам лишения свободы. Американские журналисты в массе своей не трусы, но они люди благоразумные, и получатель уэлкеровских угроз счел за благо больше не писать о юных неонацистах. Кстати, письмо с угрозами и изображением пистолета, направленного в голову потерпевшего, изготовил для Уэлкера его юный соратник из Аргентины. С июля 2022 по март 2023 года Уэлкер и Чхиквишвили сносились друг с другом в Телеграме и обсуждали нападения КМУ на американских евреев. Например, 19 июля 2022 года Чхиквишвили гордо отметил, что «на данный момент КМУ — это единственная группировка, совершившая так много убийств». 3 июля 2022 года он отметил в смс, что, «помимо убийства жертв, нам также следует их грабить». 11 июля 2022 года он похвастался Уэлкеру, что мучил и собирается убить старого еврея, за которым его наняли ухаживать в рехабе. «Я частным образом работаю в рехабе на еврейскую семью. Мне платят, а я мучаю умирающего еврея. Я думаю, что чуть не убил его сегодня. Если он скоро умрет, это убийство надо засчитать мне». Открыв на него дело, ФБР разыскало в Бруклине семью ортодоксальных евреев, о которой шла речь. Следователи узнали, что дедушка, к которому семья приставила Чхиквишвили, скончался, но без какого-либо участия молодого грузина, проработавшего у него несколько недель, а потом без предупреждения испарившегося. Как здесь водится, настало время, когда Чхиквишвили познакомился c потенциальным соратником, который оказался сотрудником ФБР под прикрытием, и общался с ним в Телеграме и Wire с сентября 2023 года до своего ареста. Он подбил нового знакомого на акцию, обещавшую войти в анналы борьбы с людьми, которых они с Уэлкером величали на старонацистский манер «унтерменшами». Идея была в том, чтобы фэбээровец обрядился в новогоднюю ночь в Санта Клауса и раздавал шоколадные конфеты с рицином детям евреев и других нацменов, или, как называл их в переписке Чхиквишвили, «мишеней низшей расы». Пока они готовились к этой акции, Чхиквишвили засыпал фэбээровца будущими вещдоками в виде инструкций по изготовлению бомб или рицина из касторового масла и пособий по примению холодного оружия, такого как ножи, молотки, отвертки и прочее. На фото из его уголовного дела Чхиквишвили выглядит зловеще, но когда его привели в суд признаваться, он, как писала британская «Гардиан», предстал в образе «офисного айтишника: коротко стриженные волосы, очки в черной оправе, внимательный, с четкой речью и готовый к сотрудничеству».
Таков пока ИИ: как мне кажется, надо было перевести cooperative как «услужливый» или «предупредительный», потому что «готовый к сотрудничеству» означает «готовый стучать», но если бы Чхиквишвили сотрудничал со следствием, 18 лет ему бы не грозило.




