Две ядерные кнопки Дональда Трампа

Американская крылатая ракета Tomahawk. Фото: РБК

После вторжения российских военных в Украину уже почти 4 года назад на эту страну, с одной стороны, обрушился град дронов, снарядов, бомб и ракет, а с другой, пролился щедрый дождь западной военной помощи. 

Украинцы и россияне с разных сторон и в разной степени осведомлённости стали привыкать в арсенале украинской армии к американским ракетам Patriot, Juveline и Stinger, немецким танкам Leopard и британским Challenger, французским истребителям Mirage и ко многому другому. Все это исправно помогало сопротивлению, но сути дела не решало, так как Запад не давал Украине ни самолётов, ни ракет, способных наносить удары по территории России как страны-агрессора. Тогда же усилились разговоры Киева о желании получить для победы американские крылатые ракеты Tomahawk, которые для подобной цели просто чудо как хороши. В отличие от его крестного отца-топора индейцев, крылатый Томагавк может покрыть расстояние до 3 тыс. морских миль (5,5 тыс. км), лететь с большой скоростью на небольшой высоте с учетом рельефа местности, а также застывать в воздухе и менять траекторию перед заходом на цель. Стоила такая ракета на 2017 год почти 2 млн долларов. Но ради благородной цели, как сказал Остап Бендер, торг здесь неуместен. Сомнения руки дающей, то есть Соединенных Штатов, состояли в реакции России, которая чуть что напоминала, что она держава не простая, а ядерная, и ответ будет наизеркальнейшим. Разговоры об этом в России велись на разных уровнях — от истерик журналиста Соловьева и брани экс-президента Медведева до сдержанного негодования главы МИДа Лаврова и кроткой укоризны самого Путина, чему на Западе не очень верили, но допускали.

 А как не допускать опасности второй ядерной державы, которая, хотя и поменьше американской, но все равно держит в боевом арсенале 517 развёрнутых стратегических носителей ядерного оружия — межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков с 1420 ядерными боезарядами, правда, по словам Путина, на конец прошлого года оснащёнными современными образцами вооружений на 94%. Вот когда разговоры о Tomahawk для Украины становились все реальнее, Путин то посещал испытания, то спускал на воду, то просто упоминал очередное российское ядерное чудо-юдо, которое вполне способно облететь наш шарик несколько раз, а затем спикировать на цель: будь то Америка, Африка или Европа с Азией.  Все это, повторяю, звучало очередной страшилкой и укладывалось в надежду на то, что ядерное оружие — исключительно сила сдерживания противника. Но не таков наш 47-й президент, чтобы мириться с подобной бравадой. После того как Путин заявил об успешном завершении испытаний крылатой ракеты неограниченной дальности «Буревестник» с ядерной энергетической установкой, Трамп с борта своего Боинга ВВС-1 по пути домой из Азии ответил, что «наша величайшая в мире атомная подлодка находится прямо у их берегов», причем там об этом известно. 

 Дальше больше, и на своём сайте Truth Social наш президент написал, что по его приказу Соединённые Штаты «немедленно» приступают к испытаниям нашего «ядерного оружия», на равной основе с Россией и в меньшей степени с Китаем. «Неясно, что именно это означает, — отозвался  обозреватель Рич Лури, редактор консервативного ежемесячника National Review. — Трамп мог иметь в виду системы доставки ядерного оружия или само оружие. Конечно, мы больше не будем проводить испытаний в атмосфере, но, начиная с 1960-х годов, мы проводили ядерные взрывы глубоко под землёй, в основном на полигоне в Неваде. Если предположить, что такие испытания надежно контролируются и проводятся ограниченно, то нет веских аргументов в пользу того, чтобы их не проводить по графику. В этом нет ничего аморального, и испытания не обязательно приводят к применению». Правда, затем умница Лури не совсем убедительно пишет, что  «мы провели сотни испытаний и только потом сбросили две атомные бомбы в самом начале ядерного века». Он согласен, что у нас самая современная программа тестирования ядерного оружия в рамках Программы управления ядерным арсеналом (Stockpile Stewardship Program), но также уверен, что ничто не заменит испытаний, которые гарантируют, что моделирование ничего не упускает, особенно с учётом обновления арсенала за последние 30 лет. Аргументы, будто новые испытания, приведут к росту международной напряжённости, не имеют особого смысла, считает Рич Лури. Аргумент «Пожалуйста, полюбите нас  и не разрабатывайте своё ядерное оружие, потому что мы не проводим ядерных испытаний», он не считает убедительным ни для одного из наших зарубежных противников. Индию, Пакистан и Северную Корею никто не убедил отказаться от активных ядерных программ. Китай и Россия, возможно, уже проводят новые ядерные испытания, а также разрабатывают новые боеголовки и средства их доставки. То есть, подытоживает 57-летний Лури — по двум высшим образованиям лингвист и историк — они получали новое оружие, пока мы проводили испытания, а теперь получают новое оружие, когда мы их не проводим. «Президент, — как обычно иронизирует он, —  может закончить строительство нового бального зала Белого дома до того как проведёт новое испытание, и Невада вряд ли будет рада снова стать местом подземных взрывов, но Трамп, признаёт важную реальность. У нас есть ядерное оружие, центральная часть нашей обороны и, как следствие, обороны многих наших союзников. Отказ от его испытаний, как нечто благоразумное и безопасное, — это глупый пережиток времен “холодной войны”, который не служит нашим интересам и не делает мир безопаснее». Это одно. 

Дональд Трамп и Чак Шумер. Фото: theglobeandmail.com

   В другом случае Трамп предложил «нанести ядерный удар» (to go nuclear) по  «шатдауну» — короткому замыканию работы правительства, в котором страна второй месяц прозябает в неясном оцепенении. Сводится он к категорическому несогласию сенаторов-демократов утвердить предложенный республиканцами бюджет или временный закон о финансировании. Каждый новый финансовый год в США начинается 1 октября, и если к этому сроку сенаторы не договорятся, правительство теряет право распоряжаться деньгами. Что и произошло. Демократы настаивают на продлении налоговых льгот, включая программы разной помощи для нелегалов, а республиканцы гнут линию Белого дома (или он гнет их линию), что наша страна открыта для всех, кто пребывает в ней легально и не нарушает закон. Это, конечно, упрощение, но все великое просто, и Сенат 13 раз пытался договориться, последний раз безуспешно, сделав это 28 октября.  Обе партии обвиняют друг друга в сознательном затягивании кризиса в политических целях. 

 Как и военный, мирный ядерный удар прост, как упомянутые выше грабли сдерживания, когда ядерным оружием грозят как самым крайним средством ведения войны. «Ядерная» законодательная процедура дает Сенату право отменить действующее правило простым большинством, а не, как обычно, необходимыми тремя пятыми (60) голосами. «Ядерный» вариант чаще всего обсуждается в связи с обструкцией («филибастером»), которую отменяет. Филибастер дает право говорить с трибуны Сената неограниченно долго, то есть срывать заседание. И как прецеденты такие варианты были использованы  в 2013 году демократами и в 2017 — республиканцами. «Пора республиканцам использовать свою “козырную карту” и перейти к так называемому ядерному варианту — избавиться от процедуры филибастера и сделать это немедленно!», — заявил Трамп на своем сайте Truth Social 31 октября, в очередной раз щегольнув значением слова «Trump», как «козырем». В данном случае сенаторы-республиканцы могут устранить обструкцию, используя свое большинство в 5 голосов. Однако, напоминает CNN, многие ведущие конгрессмены-республиканцы неоднократно выступали против такого шага, поскольку потом это может сыграть на руку демократам, если  они получат большинство в Сенате.

 Лидер сенатских республиканцев Джон Тун в октябре исключал возможность изменения этого правила для преодоления шатдауна, назвав обструкцию «чем-то, что стало оплотом против многих действительно плохих вещей, происходящих со страной». Тогда же он заявил, что Белый дом не оказывает давления в этом вопросе. «Не будьте тупыми и слабыми, отозвался на это Трамп. — Деритесь, деритесь, деритесь! Побеждайте, побеждайте, побеждайте. Мы незамедлительно закончим вымогательский  шатдаун, проведем всю нашу повестку и сделаем жизнь американцев такой хорошей, что невменяемые политики-демократы никогда снова не получат шанса разрушить Америку». Вернувшись из очередного победоносного турне, на этот раз недели по странам Азии, президент осерчал не на шутку. В вечер прилета и уже ближе к ночи на своём сайте Truth Social Дональд Трамп пригрозил Cенату «ядерным вариантом» («to go nuclear»). 

 Лидер сенатского большинства Джон Тун. Фото: novyny.live

  «Один вопрос, который постоянно возникал у меня, — написал Трамп на сайте Truth Social в прошлый четверг, —  заключался в том, как демократы ЗАКРЫЛИ работу Соединённых Штатов Америки, и почему могущественные республиканцы позволили им это сделать? По пути домой я много думал над вопросом: ПОЧЕМУ?». Президент похвалил лидера сенатского большинства Джона Туна и спикера Палаты представителей Майка Джонсона за «ОТЛИЧНУЮ работу», а демократов Сената во главе с Чаком Шумером назвал «сумасшедшими», страдающими «синдромом психоза под названием Трамп». До этого Трамп окрестил Шумера «сенатором от Палестины». Они, написал президент сейчас, «хотят, чтобы триллионы долларов нашей системы здравоохранения попали к тем, кто этого не заслуживает, к тем, которые попали в нашу страну нелегально, многие из тюрем и психбольниц. Это навредит американским гражданам, и республиканцы не допустят этого». Трамп добавил, что республиканцы, которые сейчас контролируют Конгресс и Белый дом, должны разыграть свою «козырную трамп-карту» и прибегнуть к «ядерному варианту».

Александр Грант

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *