
Джон Болтон. Фото: vreme.com
Как я и предсказывал, в конце прошлой недели федеральная прокуратура штата Мэриленд возбудила уголовное дело против бывшего советника Дональда Трампа по национальной безопасности 76-летнего Джона Болтона, обвиняющегося в противоправной передаче секретных и сверхсекретных данных лицам, на имевшим допуска, и в незаконном хранении этих данных.
Это уже третье дело, заведенное с сентября на недругов президента США. Но, в отличие от дел бывшего директора ФБР Джеймса Коми, обвиненного во лжи Конгрессу США, и генпрокурора штата Нью-Йорк Летиши Джеймс, которой инкриминируются махинации с ипотечной ссудой, обвинения, предъявленные Болтону, на первый взгляд, кажутся вполне обоснованными даже многим его консервативным поклонникам. Часть его бывших либеральных критиков, с другой стороны, немедленно прониклись сочувствием к Болтону, увидев в нем жертву трамповской мстительности. «Вот как интересно получается, — сказал в выходные вашему корреспонденту один бывалый нью-йоркский адвокат. — Я всегда ненавидел Болтона, но сейчас вдруг резко к нему потеплел». Болтон был известен как апологет вторжения в Ирак и сторонник самых жестких мер против Ирана, в связи с чем либеральная Америка издавна считала его поджигателем войны, что в ее глазах не комильфо.
Я сказал своему собеседнику, что я сам не пацифист и всегда Болтона уважал, хотя он, судя по всему, действительно нагрешил.
«Болтона, несомненно, привлекли потому, что он — политический противник президента Трампа», — пишет комментатор консервативного журнала «Нэшенал ревью» и телеканала «Фокс ньюс», бывший федеральный прокурор Эндрю Маккарти, который уверен: если бы вместо того чтобы нападать на Трампа, Болтон присоединился бы к сонму его низкопоклонников, у него было бы больше шансов опять быть назначенным советником по нацбезопасности. В таких случаях защита может потребовать закрытия уголовного дела в связи с тем, что речь идет о противоправном «избирательном преследовании». Но для успеха этого маневра ей требуется продемонстрировать очевидное отсутствие состава преступления. Сделать это вполне возможно в случае Коми, пишет Маккарти, замечая, что обвинительный документ по делу бывшего директора ФБР довольно невразумителен, «так что мы до сих пор не уверены, в чем, собственно, заключается его преступление». «Другое дело Болтон», — признает бывший прокурор, сам всегда, по его словам, тому симпатизировавший. Болтоновское обвинительное заключение предельно ясно. В нем утверждается, что Болтон приступил к работе в Совете национальной безопасности США с заранее обдуманным намерением «опубликовать весьма прибыльную книгу». По словам Маккарти, он сам выпустил несколько объемистых книг и восхищался бешеной скоростью, с которой Болтон издал свою: он сдал в издательство рукопись более чем в полтысячи страниц всего через три месяца после того как расстался с работой в Белом доме, которая почти не оставляла ему свободного времени и была иногда круглосуточной.
Если верить обвинительному заключению Болтона, занимающему 26 страниц (в отличие от пятистраничной обвиниловки генпрокурора Джеймс), 8 апреля 2018 года, за день до вступления в должность трамповского советника, он создал для себя и жены с дочерью групповой чат с обычным (т.е. несекретным) мессенджером.
«Почему мы сейчас это делаем? — спросила его дочь, фигурирующая в открытых судебных документах как «Лицо №2″. — Для шифровки?». — «Ага, — ответила мать (в документах «Лицо №1″). — Почему бы и нет?». — «Для будущего дневника!» — вступил в разговор сам Больтон.
По словам прокуроров, в дальнейшем Болтон вел от руки дневник, в котором описывал произошедшее на работе за день, затем перепечатывал текст на компьютере и отправлял его жене или дочери либо по незакодированным сетям, вроде допотопной АОL, либо по мессенджеру. В общей сложности он якобы отправил родным около тысячи страниц записей, которые редактировались семейством Болтонов и в конечном итоге сложились в нашумевшую книгу «Комната, в которой это происходило». Трампа ее автор не хвалил.
Книга вышла летом 2020 года и пользовалась большим успехом. По словам прокуроров, Болтон заработал на ней около миллиона долларов. Сейчас прокуратура требует, чтобы у него конфисковали доходы от нее, но подчеркивает в обвинительном заключении, что не инкриминирует ему саму книгу, очевидно, предвидя вероятные ходы его защиты. Последняя могла бы напомнить, что Болтон честно представил ее рукопись на утверждение властям и удалил сотни мест, представлявших, по их мнению, гостайну. Во-вторых, защита могла бы доказывать, что обвинение нарушает свободу слова, гарантированную в США Первой поправкой к Конституции. А так Болтону инкриминируют передачу своих записей (и целых секретных документов, перечень которых приводится в обвинительном документе) лицам, на это не уполномоченным в связи с отсутствием у них секретного допуска. На первый взгляд, доказать это большого труда не составит. К тому же прокуратура подчеркивает, что, пересылая секретные материалы несекретными средствами связи, Болтон делал их уязвимыми для хакеров и иностранных спецслужб. Мало того что он был знаком с такой переспективой теоретически, проведя около 45 лет на государственной службе и выслушав кучу предостережений, так и сам сделался жертвой хакеров, как считают, иранских.
6 июля 2021 года представитель Болтона, давным-давно перебравшегося в частный сектор, связался по электронной почте с ФБР и известил его, что некий субъект, являющийся, по мнению Болтона, Исламской Республикой Иран, получил несанкционированный доступ к одному из его личных почтовых аккаунтов.
28 июля 2021 года тот же представитель известил ФБР по почте, что они с Болтоном получили 25 числа следующий имейл, явно связанный со взломом болтоновского аккаунта: «Я не думаю, что вы будете заинтересованы в том, чтобы ФБР узнало об утечке содержания имейлов Джона (часть которых прилагается)… Это будет самый грандиозный скандал после утечки имейлов Хиллари Клинтон, но на этот раз (утечка произошла — В. К.) со стороны республиканцев!
Пока не поздно, свяжитесь со мной…». Представитель Болтона добавил, что «посылаю вам текст, но не документы, которые приложил (хакер — В.К.), поскольку в них может содержаться конфиденциальная информация». На следующий день тот же представитель сообщил ФБР, что Болтон собирается удалить содержание его личного почтового аккаунта, который был взломан. Я читал в другом месте, что ФБР не возражало.
5 августа 2021 года Болтон получил еще один имейл, касающийся взлома его аккаунта. «Окей, Джон, — писал аноним. — Поскольку вы (очевидно) этого хотите, мы распространим удаленные отрывки из вашей книги, ссылаясь на вашу утекшую электронную переписку…».
Я не ручаюсь за свой перевод конца этой фразы, поскольку она написана на своебразном английском. Этот имейл также больше смахивает на послание шантажистов, чем на грамоту Исламской Республики. Процитировав вышесказанное, прокуратура укоряет Болтона за то, что «он ни разу не известил ФБР, что, будучи Советником по нацбезопасности, пользовался взломанным почтовым аккаунтом для пересылки «Лицам №1 и №2″ документов, касающихся нацбезопасности и включающих секретную информацию. Не известил он ФБР и о том, что теперь хакеры обладают этой информацией».
Попутно прокуратура сообщает о результатах обысков, имевших место 22 августа в мэрилендском доме и вашингтонском офисе Болтона, который, казалось бы, должен давно удалить оттуда компромат, а еще лучше — не хранить его вообще. Ан нет: следователи якобы изъяли файлы, свидетельствующие о том, что хозяин пересылал свои ежедневные записи, «многие из которых относились к национальной обороне и содержали секретную информацию, «Лицам №1 и №2″ посредством неправительственных средств связи», а также распечатанные копии некоторых его записей аналогичного содержания и документы, относящиеся к обороне страны. Некоторые из этих документов описаны в обвинительном заключении.
К его 17-й странице прокуратура оказывается не в состоянии перебороть желание поиздеваться над Болтоном и цитирует ряд его старых высказываний о чужих нарушениях, в которых сейчас обвиняют его самого. Например, 16 января 2017 года он отвечал на вопрос журналиста по поводу «высокопоставленного государственного деятеля США» (явно имелась в виду Хиллари Клинтон), обвиненного в секретной служебной переписке через домашний почтовый сервер, и заявил: «Если бы я сделал то, что натворила (Хиллари — В. К.), то я бы сидел сейчас за решеткой».
Клинтон, в конечном итоге, отделалась легким испугом. Чем бы ни закончилось дело Болтона, но даже если его оправдают, расходы на защиту вполне могут его разорить. По выкладкам СМИ, защита значимого лица, вроде Болтона, в среднем обходится, если он нанял сравнительно небольшую адвокатскую компанию, в сумму от 1 до 5 млн долларов, а если он нанял крупную, то до 25 млн.
Пока Болтон нанял знаменитого адвоката Эбби Дэвида Лоуэлла, в прошлом защищавшего непутевого президентского отпрыска Хантера Байдена. Для начала Лоуэлл отверг обвинения, выдвинутые «против посла Болтона в связи с частью его личных дневников, написанных на протяжении его 45-летней карьеры, — записей, которые не секретны, с которыми были ознакомлены лишь его ближайшие родственники и о которых ФБР было известно еще с 2021 года. Как и многие государственные деятели на протяжении истории, посол Болтон вел дневники, что не преступление. Мы ждем возможности доказать, что посол Болтон не нарушил закон, делившись с другими какой-либо информацией или храня оную».




