
Этот лед уже однажды в нашей истории трогался. При Александре II Освободителе. Именно тогда в ходе судебной реформы Россия получила суды присяжных, прямо как в США. По жребию в присяжные попадали не только образованные люди, но и крестьяне, ремесленники. И ведь дело пошло, и хорошо пошло.
Присяжные оправдали еврея Бейлиса, обвиненного (ХХ век!) в жертвоприношении христианского мальчика Андрея Ющинского. Правда, здесь не только адвокаты внесли свою лепту, но еще и тогдашние правозащитники: главным образом Владимир Галактионович Короленко, да благословит его
Б-г. Вот какие обвинения были в ходу в начале двадцатого века! Как в начале двадцать первого Зару Муртазалиеву обвинили в подготовке теракта только за то, что она чеченка. Но вот ее присяжные не судили…
А Веру Засулич, у всех на глазах выстрелившую в высокое должностное лицо и ранившую его, присяжные оправдали: за моральную неправоту генерала, приказавшего высечь интеллигента, и за несчастную жизнь самой Веры Ивановны, которая за одно письмо Нечаева (не прочитанное ею) отбыла два года в тюрьме и еще в ссылку угодила. По закону Засулич была виновна, но присяжные судили по совести. Плевако выигрывал почти все дела, потому что умел достучаться до сердца присяжных.
Суд присяжных настолько раздражал правительство, то есть императорских порученцев, что они дали Александру II плохой совет: изъять «политические» дела из ведения присяжных; и началась война между властью и молодежью (народниками, народовольцами, эсерами). Последний залп этой войны оказался залпом «Авроры», и мы все, и чиновники, и вольнодумцы, остались «под черною водой».
Сейчас суды присяжных имеют куда меньший успех. Они оправдывают Квачковых (Чубайса не жаль, туда ему и дорога); убийц таджикских девочек («понаехали» тут мальчики, девочки, бабушки и отцы); Будановых и Ульманов (эти же «свои», а чеченцы — чужие); осуждают Сутягина (правда, со второго раза); несчастной чеченке, которая отказалась от совершения теракта и сама отдала милиции пластит, из-за присяжных, не нашедших в таком поведении «смягчающих вину обстоятельств», дали 16 лет.
В России начала ХХ века было полно антисемитизма, но присяжных удалось пристыдить. А сегодняшние черносотенцы — многостаночники. Они ненавидят и евреев, и чеченцев, и вообще все народы Кавказа и Средней Азии (особенно грузин), эстонцев, американцев, украинцев, латышей. В стране сам воздух отравлен ксенофобией, она извергается с телеэкранов, да и власть предержащие, включая президентскую (о Думе я уже и не говорю, они там просто кусаются), вносят свой вклад. Кто инициировал антиэстонскую, антиукраинскую, антигрузинскую кампании? Кто начал обе чеченские войны? Кремль ведь, а не НЛО.
Присяжные работают не на облаке, присяжные живут в социуме. И на Западе были такие эксцессы 70 — 90 лет назад.
А у Харпер Ли в «Убить пересмешника» в южном штате присяжные приговаривают к смерти чернокожего Тома Робинсона за изнасилование, которого он не совершал, потому что «жертва» — белая лгунья. Всем нелегко давалась дорога к грамотным решениям присяжных.
В деле Чубайса, ошельмованного властью, прессой, охлосом, есть особенно ужасный момент. Это чуть ли не лицензия на убийство и обещание чуть ли не безнаказанности тем, кто поднимет руку на западника, на умника, на реформатора. Даже покойный Ельцин о нем такое сказал. Помните? «Во всем виноват Чубайс». Но здесь есть и другие аспекты. Прокуратура любит Чубайса не больше, чем охлос. Они могли сознательно не представить суду нужные доказательства. Более того, власть хочет поскорее отменить суды присяжных и не возиться особо со сбором доказательств, а остаться с прежними советскими «кивалами» и судьей Басманного суда с телефонной трубкой у уха. Этот вариант — полный конец правосудия. Обращаться к придатку исполнительной власти, к судье-палачу не имеет смысла. Это машины, роботы. Был у нас судья, честный судья Пашин, так его коллеги и убрали.
Суд присяжных дает шанс. Первый состав присяжных оправдал Игоря Сутягина. Тогда уже чекисты подобрали второй состав, из ветеранов «органов». Сейчас у нас растоптаны и извращены многие демократические ценности, плод борьбы и мечтаний трех поколений: парламент, выборы, выборы губернаторов, суды присяжных, референдумы, многопартийность, федерализм. Компрометация такова, что власть может предложить отменить их вообще. Да-да, именно эта оттепельная власть-мокрохвостка. Тихий и воспитанный президент Медведев США в глобальном экономическом кризисе обвинил! (По-моему, даже Сталин не обвинял США в том, что в 30-е годы они нарочно устроили себе Великую депрессию, которая по ним же прежде всего и ударила.) Так что, ждите дальнейших открытий: что все беды и повышение цен от демократии.
Не отдавайте им ничего: ни суды присяжных, ни федерализм. Конституция — ваше сокровище. Сейчас это пока скелет, но на живые кости мясо может нарасти.
grani.ru