В книге «Аль Ха-Тора» рабби М.Хакоэн приводит рассказ профессора Авшалома Йехуды о знаменитом сионистском лидере и враче Максе Нордау, который в молодости был весьма далёк от еврейства.
Макс Нордау был великолепным оратором. На Первом сионистском конгрессе в Базеле он процитировал мидраш, где «Рахель плачет о своих детях», который комментирует Раши в Брейшит 48:7 (Иеремия 31:14).
«Я спросил д-ра Нордау, кто научил его этому мидрашу и что заставило его вернуться к иудаизму», — пишет профессор Йехуда. Он ответил : «Это был маленький мальчик. Когда я практиковал в Париже, ко мне на приём пришла бедная женщина с маленьким болезненным и умным мальчиком, носившим ермолку. Я спросил в какую школу он ходит, и он ответил со смущением, что он ходит не в городскую школу, а в хедер. Мать , вступив в разговор, сказала, что не она, а её муж, который принадлежит к старому поколению, настаивает, что мальчика нужно прежде всего
обучить Торе, а позже он будет посещать городскую школу.
И тогда я спросил ребёнка, что он учит в хедере. Глаза ребёнка засияли от восторга, когда он начал пересказывать свой урок. Яков говорит своему сыну Иосифу, что его мать, Рахель, умерла и он похоронил её в земле Ханаан по дороге к Эфрату , то есть у Бейт-Лехема. Яков просит прощения у Иосифа за то, что не похоронил её в Маарат Ха-Махпела.»Я даже не привёз её в Бейт-Лехем, чтобы предать земле в Эрец Исраэль. И ты вправе быть недовольным мною. Однако ты должен знать, что я сделал это по велению Б-га, Рахель придёт на помощь своим детя, когда Навузарадан отправит их в изгнание, они будут с плачем проходить мимо её могилы. И тогда Рахель встанет из могилы и рыдая, будет молить Б-га о милосердии для детей Израиля. Как сказано у Иеремии (31:14) : «И так сказал Б-г: голос слышится в Рама, сетования и горький плач. Рахель плачет о детях своих, она отвергает утешения, потому что её детей угнали в плен.» И так говорит Гос-подь: «Не плачь, утри слёза твои, ибо твоя молитва услышана. Они возвратятся из страны врагов своих, они возвратятся на свою Землю».
От его слов дрожь прошла по моему телу и сердце моё застучало от волнения и радости. Неожиданно передо мной открылась новая перспектива. Я обнял и поцеловал ребёнка. «Если этому учат еврейских детей, тогда у евреев есть ещё надежда», — воскликнул я. «Тысячелетия нашей истории не канули бесследно в прошлое, они жувут в памяти наших детей и детей наших детей. И в этом заключена наша надежда на будущее и дети наши вернутся на свою землю». Ненависть, которую я видел в дни процесса Дрейфуса, а также еврейские погромы, натолкнули меня на мысль, что евреям нужна своя земля. С этого момента я опять вернулся к своему народу, деля его боли и несчастья».
На следущей неделе он взошёл на трибуну Сионистского конгресса и оттуда прогремел его мощный голос: «Коль б’Рама нишма» — голос слышится в Рама, Рахель плачет о своих детях. Она не может успокоится. «Не плачь,»- говорит ей Господь, — не отчаивайся, у твоих детей есть будущее». «В’шаву баним л’гвулям». Они вернутся на на свою Землю». Зал разразился громовыми аплодисментами и долго не отпускал Нордау с трибуны. Многие плакали от радости, проникшей со словами Торы в их сердце: у евреев есть ещё надежда!
Перевод Н.С.Шварц