Недельная глава «Шлах» рассматривает смысл нахождения евреев в пустыне. «И были сыны Израиля в пустыне, и нашли человека, собиравшего дрова в шаббат». Зачем упоминать о том, что сыны Израиля были в пустыне? К чему повторять эту очевидную информацию? Кто был этот человек? Талмуд (Шаббат, 96Б) идентифицирует этого человека и говорит о том, что его имя было Целофхад.
«Наш отец умер в пустыне… Он умер из-за своего промаха, и у него не было сыновей». Так начинает вопрос дочерей Целофхада к Моше по поводу наследования земли в Израиле. Наше внимание опять акцентируется на том, что он умер в пустыне. Подчеркивается то, что его преступление было чем-то особенным, из ряда вон выходящим. Есть ли связь между тем, что он нарушил шаббат, и вопросом о получении доли в Земле Израиля?
Рав Кук указывает, что пребывание в пустыне — это по определению временное состояние. В пустыне нельзя жить. Это не то место, в котором можно обосноваться. Человек оказывается в пустыне по причине движения от начальной точки к цели. Жизнь в пустыне — это транзит — подготовка и средство для достижения цели. Даже сакральность — выделенность объектов в пустыне ограничена временем. Сразу после Дарования Торы, уже на следующий день, на горе Синай пасли скот. Перманентная выделенность возможна только в земле Израиля.
Выделенность — сакральность времени тоже имеет разные степени. Точные даты Рош Ходеша (новомесячье) и праздников в наше время определяет календарь или, как это было раньше, свидетели. То есть у этих дат есть возможность «движения» во времени. Совсем не так дела обстоят с шаббатом. Выделенность шаббата во времени постоянна и не зависит ни от каких внешних факторов. «Пусть соблюдают сыновья Израиля шаббат, чтобы сделать шаббат вечным союзом для всех поколений» (Шмот, 31:16).
Когда Целофхад нарушил перманентную выделенность шаббата, он превратил транзитное пребывание в пустыне в постоянное. Именно поэтому подчеркивается, что он умер в пустыне. Он превратил проходной коридор в тупик и в результате потерял связь с перманентной выделенностью — и в пространстве и во времени. Для него были потеряны оба измерения: постоянство во времени — шаббат и постоянство в пространстве — Земля Израиля.
Это очень опасная вещь: отдав силы суете, мы, к сожалению, можем потерять то вечное, ради которого и начинается ежедневная суета. В этом и состоит одна из основных проблем человеческого существования — отделение цели от средства. Из-за восприятия временной суеты как сути жизни мы рискуем остаться в пустыне навсегда.