Нонче «пророков» пруд пруди, каждую неделю новенький объявляется. И только нудные евреи утверждают, что пророчество пресеклось больше 2300 лет назад, мы лишь ожидаем его восстановления. Чтобы затронуть эту невероятно сложную тему, используем кусочек главы.
Моше по слову Б-га собирает 70 старейшин возле Скинии. «И (Г-сподь)… отделил от духа, который на (Моше), и стали они пророчествовать… Остались два человека в стане… Эльдад и Мейдад, упокоился на них дух и стали пророчествовать… в стане… Откликнулся Иешуа…: Господин мой Моше, арестуй их! И ответил Моше: не ревнуешь ли ты меня? О если бы весь народ Г-спода был пророками, лишь бы возложил Г-сподь дух Свой на них!»
Эпизод весьма существенный, связан с созданием Сангедрина — Верховного суда. Казалось бы, детали дотошные мудрецы должны выверить досконально. Но и учителя Талмуда, и поздние комментаторы описывают события и их причины весьма по-разному. А самое странное, что это разночтение всех устраивает и никто никого не опровергает! Хотя текст исследуют до огласовок.
Судите сами. Эльдад и Мейдад, возможно, братья Моше по матери. Или — по отцу (т. е. левиты)? Или это Элидад бен Кислон из колена Беньямина и Кемуэль бен Шивтан из колена Эфраима, во главе своих колен вошедшие через много лет в Землю Израиля? Прибежал в Сангедрин с вестью о необычном действе то ли сын Моше Гершон, то ли помощник Иешуа. Из анализа слова «килам», которое мы перевели как «арестуй» (или «уничтожь», «прекрати»), делают вывод, что Иешуа просил лишить их возможности пророчествовать.
Таким, например, путём: «Возложи на них важную роль в управлении обществом, и от забот и огорчений они не смогут пророчествовать». Поскольку пророчество возможно только в радости и душевном покое. Отсюда, кстати, мудрецы выучивают, что тот, на кого возложили общественные тяготы, не может без важной причины отказаться от своих обязанностей. Иначе назавтра сбросили бы проказники должности партсекретарей и пророчествовали в своё удовольствие!
Или — посади их в кутузку, как бунтовщиков! А в чём бунт? Комментаторы выводят из текста три темы. О будущем прилёте перепелов на стан Израиля (в ответ на просьбу о мясе) — дело текущее. То, что Моше умрёт и Иешуа бин Нун введёт евреев в Землю Израиля, — существеннее. Ну а про будущую «войну Гога и Магога» (согласно мнению большинства мудрецов, речь идёт о войнах мусульман с христианами перед приходом Машиаха) и нам бы не грех полюбопытствовать!
У евреев существовал обычай: менее опытные пророки (Танах называет их «дети пророков») не пророчествовали о будущем в присутствии старшего. Это подобно тому, как ученик разъясняет закон при учителе, словно лучше понимает его — за такое оскорбление мудреца наказание весьма сурово! А Эльдад и Мейдад не просто описывали будущее, но и предвещали смерть Учителя. Ещё Моше, по поручению Творца, собирает старейшин к шатру, эти среди избранных — и не идут! Сказано: «Возложу на них от духа, который на тебе» («Зогар»: подобно свече, зажигающей сотню других, не ослабляя своего огня) — а эти самостоятельно черпают из Источника! В общем, «столь невоспитанных людей и, может быть, лжепророков нужно остановить».
Правда, мудрецы изумляются самому Иешуа: как он, образец скромности, даёт прилюдно указания своему Учителю? Одно из предложенных объяснений: Всевышний никогда не отменяет доброго пророчества, а дурное может (как предсказание Йоны о гибели Ниневии). И Иешуа объявил: от добра для себя (сделаться царём) я отказываюсь, лишь бы не сбылось дурное пророчество о смерти Моше! А Моше в ответ парирует обвинения в адрес Эльдада и Мейдада. Пророки они истинные, удостоились этого за свою исключительную скромность (не вышли к Шатру только потому, что считали себя недостойными такой чести). Обиды у меня никакой («О, если бы весь народ Б-га был пророками, причём не через меня, а прямым Высшим влиянием!»). Волю небес принимаю.
Так что же это такое — пророчество? И почему мудрецы, детально обсуждая, например, процесс избрания старейшин для «возложения духа» (сколько было избирательных бюллетеней, как написанных, что делали с ними дальше?), мирятся с неоднозначностью самой ситуации пророчества?
Разъясняет великий раввин и каббалист Рамхаль: начальная ступень пророчества возвышается над наивысшим уровнем «духа святости». В обоих случаях есть внешнее влияние, «наитие», значительно превосходящее по интеллектуальной и эмоциональной силе уровень естественного интеллекта. Но пророчество — это не просто грандиозное познание и вдохновение, но и непосредственное приобщение к Славе Творца, проявлению бесконечного в сотворённом. Пророк постигает жизнь совершенно иначе, в состоянии связи с Высшим Корнем. При этом ему раскрыта вся цепь причинно-следственных связей явления. Как видите, мудрецы просто не осмеливаются сводить эту необъятность к жёстким формулам.
Урок: а знаете, что ещё говорит Рамхаль? Что отличие пророчества Моше от других пророчеств — как говорящего лицом к лицу от видящего в смутном отражении многих зеркал. У вас возникает идея оспаривать Тору Моше?