Бронепоезд привычки

Одним из самых болезненных столкновений иудаизма с мышлением светского человека является «боязнь расставания с привычками».

Приведем пример. Человек привык каждую субботу ходить по магазинам (как говорят в Америке, делать shopping) или «всей душой» любит мясной борщ со сметаной.

Что происходит, когда человек осознает, что в рамках еврейских ценностей его привычке придет конец. Происходит интересный психологический феномен: человек воспринимает еврейскую идею как угрозу его личности. В чем суть? Почему так болезненно воспринимается «атака» на привычку?

У каждого человека есть подсознательный образ «себя». Этот образ используется, чтобы знать, «что защищать» при угрозе.

Этот образ имеет «слоистую» структуру (как луковица), в которой более глубинные (более важные) уровни «себя» и более поверхностные.

Если человек ведет насыщенную духовную жизнь, то на глубинном уровне будут находиться главные ценности: семья, дети, духовность, творчество. А на поверхностном — привычки (любимые блюда, футбольная команда, за которую болеешь и др.)

Чем глубже находится ценность, тем серьезнее человек ее защищает (вплоть до уровня инстинкта самосохранения). По сравнению с глубинными ценностями, человеку легче изменить то, что находится в более внешних «слоях» личности. А в каких случаях человек всеми силами защищает внешние слои (там, где находятся привычки)? Тогда, когда более глубинные слои — пустые.

Очень важно понять, что это самовосприятие — неосознанное и действует из нашего подсознания. И механизм защиты привычек включается в определенных контекстах, нужных для Ецер а-Ра.

Столкновение с иудаизмом — это один из таких контекстов.

ЗапАсный путь

Можно сказать, что для «защиты» от еврейской мудрости у светского человека стоит наготове (в виде бронепоезда, стоящего на запасном пути) карикатурно-примитивная версия иудаизма.

Когда мы говорим человеку о его душе, в подсознании его мгновенно активизируется инстинкт самосохранения и включается программа: «Иудаизм — это тот, который посягает на самое святое: «Салат из креветок и сигарету в субботу». И человек изо всех сил убегает от еврейских ценностей. Итак, в чем корень остроты конфликта? Когда глубинные ценности «тяжеловесные», то человеку легче отказаться от привычки.

Если же внутри пусто, то инстинкт самосохранения переключается на защиту внешней оболочки. Внешнее принимается за внутреннее. И защитный механизм отвергает иудаизм как врага его привычек, которые защищаются как будто они находятся «в ядре».

Как же человеку начать работу над собой? Во-первых, никогда не надо начинать с убеждения, что привычки — это неважно. Мы помним: пока внутри нет наполнения, человек от привычек не откажется. Ведь тогда его личность окажется совсем опустошенной. И этого не допустит его инстинкт самосохранения.

Чтобы человеку сдвинуться с мертвой точки, необходимо отставить в сторону (для начала) всю историю с отказом от привычек.

Мы должны сначала помочь человеку заполнить и выстроить его внутреннее ядро. Мы должны вернуть человеку его величие.

В современном мире очень часто человек чувствует свою незначительность. Особенно в таком гигантском городе, как Нью-Йорк, где все живут разобщенно. Если человек (без всяких отказов от привычек) начнет читать еврейские тексты и ходить на уроки, то постепенно он станет узнавать об устройстве своего внутреннего мира. Он узнает больше о «триаде»: воля-интеллект-характер. Познакомится с путями их развития.

Если человек включится в жизнь еврейской общины, то он завяжет дружбу с единомышленниками, которые, познакомившись с ним поближе, будут его ценить за качества характера и интересное общение. И постепенно человек начнет ощущать свою значимость, почувствует к самому себе уважение. Еще до отказа от шаббатнего шопинга и борща со сметаной. И постепенно исчезнет необходимость подменять отсутствующее ядро внешними «слоями» — привычками. Т. к. это ядро станет «тяжеловесным»: человек постепенно наполнится чувством собственной подлинной значимости. И в определенный момент сам поймет, что по-настоящему важно. И сам сделает свободный выбор, став более духовным.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора