«Израильская пресса сделала демократию невыносимой, а диктатуру — невозможной»
Шимон Перес
— Государство Израиль недавно отметило свое шестидесятилетие. Каким вам видится будущее страны? Каковы перспективы войны и мира?
— Когда говорят о мире, я всегда вспоминаю латинскую пословицу: «Хочешь мира — готовься к войне!» В Израиле, к сожалению, как и на всем Ближнем Востоке, «покой нам только снится».
Нужно помнить, что 98 % всех войн и всех жертв на Ближнем Востоке не имеют никакого отношения к арабо-израильскому конфликту. Первая война в Персидском заливе, вторая война, продолжающаяся по сегодняшний день, гражданские войны. В одной только войне между Ираном и Ираком погиб миллион человек. Мы находимся, в политическом смысле, в сейсмически нестабильном районе. Должны защищаться, должны в первую очередь полагаться на себя. Мы провозгласили задачей нашей партии занять в следующем израильском правительстве пост министра обороны и показать всему миру, что мы умеем защищаться. Не просто реагировать на провокации, теракты, а предупреждать их. И предупреждать таким образом, чтобы наши враги хорошенько подумали, прежде чем провоцировать нас. К сожалению, современный мир больше напоминает джунгли, чем какое-то разумное сообщество равноправных государств.
— В нашумевшей книге «Мир — это не апартеид» Джимми Картер обвиняет Израиль в нарушениях прав человека на «палестинских территориях», подливая масло в огонь антиизраильской истерии. Как вы отвечаете на вопросы людей, выражающих озабоченность так называемыми «нарушениями прав палестинцев»?
— Как-то на встрече в Вашингтоне в государственном департаменте мне в очередной раз стали читать мораль по поводу прав человека, свободы слова и «угнетенных палестинцев». Я ответил, что хотелось бы увидеть в американской прессе материалы о свободе слова и правах человека в Саудовской Аравии. Устройте слушания в сенате по этому вопросу. После этого я согласен выслушивать любую мораль. Где санкции по поводу нарушений прав человека в Китае? У них там своя демократия, китайская. И никто их не бойкотирует… Поэтому нам нужно быть сильными. Когда мы будем сильными, все примут наши ценности, наше общество таким, какое оно есть!
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы израильского общества?
Поясню вопрос. Однажды в школу «Синай Академи» пришел Миха Голдман, бывший тогда заместителем министра образования. Он заявил, что надо отменить Гимн Израиля: как же арабские граждане могут «солидаризоваться» с «Хатиквой» — песней о надежде евреев на возрождение Израиля. Предлагал также отменить и флаг, т. к. арабы не видят в Магендовиде своего символа. Некоторые говорят, что сионизм умер, называя наше время так называемым «постсионизмом». Как вы думаете, не становится ли таких людей, чьи «демократические» выступления прямо-таки подрывают основы еврейского государства, больше?
— Я так не думаю. Просто в Израиле, как, впрочем, и в других демократических государствах, существует некая «диктатура прессы». Один раз в жизни я согласился с Шимоном Пересом, когда он мне сказал: «Ты знаешь, израильская пресса сделала нашу демократию невыносимой, а диктатуру — невозможной».
— Но ведь этим он прославляет левую прессу?
— Думаю, что он просто зафиксировал факт. С ним нельзя не согласиться. Всегда было много отщепенцев, маргиналов, но у нас, евреев, есть какая-то генетическая предрасположенность ненавидеть самих себя. Согласно истории, именно те люди, которые уходили из иудаизма, становились самыми яростными антисемитами. Мы помним великого инквизитора выкреста Торквемаду, помним и «евсеков», громивших в советской России еврейскую культуру и религию.
Сегодня эти маргиналы получают широкий доступ к прессе, у них столько рупоров! Ну кому, спрашивается, интересно, что собака укусила человека, вот если человек укусил собаку — это уже интересно! Когда появляется психически неуравновешенный господин, ему сразу же предоставляют любую возможность о чем-то таком заявить. Совершенно странные личности, которые даже не представляют какие-то реальные экстремистские круги, а лишь индивидуальные случат маразма, получают доступ к широким массам благодаря прессе. И чем их меньше, тем больше прессы они получают!
Беседовал Лев Кацин
Записал А. Норин