КОВАРСТВО ЗМЕЯ,

После знакомства с уникальными возможностями, которые дает человеку выполнение заповедей у скептического русскоязычного еврея всегда есть в запасе контраргумент. «А вот, — говорит он, — я встречал евреев, которые родились в религиозных семьях, все заповеди выполняют, но их поведение и их характер совсем не такие, как вы описываете».

Наступило время пролить свет на эту проблему.

Мы с вами разбирали, что в сознании каждого человека есть внутренний оппонент (Ецер а-Ра), который сопротивляется нашему духовному росту.

Когда взрослый светский еврей решает стать на путь выполнения заповедей, главным препятствием является просто нежелание соблюдать заповеди, и борьба с этим препятствием проходит с помощью активизации нашей силы воли.

Когда человек постепенно «втянулся» и освоил заповедь, она со временем может перейти в формат привычки, которая делается автоматически. Человек, не задумываясь, целует мезузу, читает благословение перед едой и т. д. И здесь нашего еврея может подкараулить гораздо более тонкая и коварная опасность. Главный секрет: в большинстве случаев Ецер а-Ра пользуется «парными» механизмами саботирования нашего роста. Когда мы уходим от одного влияния Ецер а-Ра, мы сталкиваемся с другим влиянием Ецер а-Ра, которое «поджидает нас напротив». Ключевым ресурсом в человеке является внимание.

Как внутри человека, так и в мире вокруг нас происходит борьба за привлечение нашего внимания. На этом, кстати, построена вся рекламная индустрия. Ецер а-Ра — притягивает внимание к «животно-приземленным» объектам. Ецер а-Тов — к внутренне-духовным. Одна из ключевых целей заповеди — суметь направить и удержать наше внимание на духовной реальности. Приведем классический пример — благословение перед едой.

Животное начало: притягивает внимание к еде, рука автоматически тянется с едой ко рту. Наша встроенная «собака Павлова» уже включила рефлекс слюноотделения. И тут… включается заповедь. Мы притормаживаем встроенную «собаку» и на несколько секунд переключаем свое внимание и, читая благословение перед едой, задумываемся о Вс-вышнем, о чувстве благодарности к Нему.

В этой ситуации заповедь организовала классический конфликт внимания.

Наша цель — научиться делать так, чтобы хотя бы на этом коротком отрезке побеждало духовное начало и внимание удержалось на духовных идеях.

Здесь сокрыт главный парадокс.

Иудаизм знает о нашей врожденной неорганизованности и предлагает форму для сосредоточения и выражения духовности.

Каждая заповедь обеспечивает нас формой и структурой, которая, как скелет, поддерживает наше духовное устремление, кавану, attention & intention, внимание и намерение с помощью tension — напряжения.

Благодаря такому подходу у нас появляется шанс организовать свою духовную деятельность с помощью этой формы. Но… Враг не дремлет. У формы есть чрезвычайно опасный «побочный» эффект.

Форма легко переходит в паттерн. Что это значит? Когда человек досконально освоил форму, у него возникает возможность и искушение передать управление формой автоматическому началу («автопилоту» привычки).

В чем проблема паттерна? Он не требует внимания для своей реализации.

Это как трамвай на рельсах, когда есть рельсы — руль не нужен.

Итак, главный парадокс:

Форма — дает возможность организовать внимание,

Паттерн — создает искушение высвободить внимание.

Вот и весь секрет. Когда человек выучил наизусть текст благословения (даже целой молитвы) его Ецер а-Ра подстерегает следующей программой: «Ты уже профессионал, можешь выполнять заповедь, не задумываясь! Ты даже можешь в это время успеть подумать о чем-то другом!» И человек, который попался на удочку, начинает автоматически бормотать текст молитвы. А коварная Ецер а-Ра подбрасывает на это время в сознание какую-нибудь постороннюю «актуальную» мысль. Например, о предстоящем бизнес-совещании или о прошедшем футбольном матче. И почти весь эффект от заповеди теряется, благодаря коварной тактике нашего внутреннего оппонента. От этого сценария не застрахован даже самый великий мудрец Торы.

И наша цель — научиться контролировать свое внимание в противостоянии встроенному «спарринг-партнеру» — Ецер а-Ра.

Итак, заповедь создает конфликт, выполняя ее, мы сначала тренируем волю, потом умение управлять своим вниманием.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора