Правила игры

«Господь дал Моисею только одну заповедь: «Не» с глаголами пишется отдельно». Остальное — это примеры…»

Анекдот

В алфавитном списке подписантов хартии Национальной Ассамблеи моя фамилия стоит непосредственно перед фамилией сталиниста Олега Шенина.

Думаю, это соседство радует нас в равной степени.

Мне, конечно, было бы комфортнее увидеть возле своей фамилию ну, допустим, Виктора Шейнциса, известного «яблочника», уважаемого мною человека. Но ее там нет, как нет выше по списку Чубайса, а ниже — Явлинского. А есть Шенин и Лимонов. И в качестве агитационного материала лежала на столиках не газета «Ведомости», а газета «Дуэль».

Но вот он, текст Хартии, русским языком написанный — и подписанный участниками Ассамблеи! Стало быть, твердокаменный Шенин клянется, не щадя своей жизни, защищать гражданские свободы; любитель Че Гевары Лимонов заявляет о готовности отказаться от насилия как метода политической борьбы, а исламский марксист Гейдар Джемаль вот-вот перестанет бороться с евреями… Ради этого стоило жить!

Усмешку скептиков разделяю, но лишь отчасти.

Вы скажете: эти и другие, куда более экзотические, персонажи Ассамблеи (статья Алексея Макаркина «Выше предрассудков» — с. 12 — 13) перевешивают в политическом плане Каспарова и Илларионова? Не думаю. Они нарушат взятые обязательства при первой возможности? Некоторые — очень даже может быть. По этой причине вы не хотите вступать с ними в диалог? А вот это уже странно. Неужели в Кремле, куда наши либералы в законе бегут по первому свистку, никто не нарушал публичных обязательств?

На участниках Ассамблеи — грязь и кровь? На некоторых идеологиях — огромная, но, насколько мне известно, лично сталинист Шенин не отдавал приказы, повлекшие за собой гибель сотен людей. И как бы не относиться к лимоновским эскападам, Эдуард Вениаминович ничего не своровал из бюджета, а за стилистически близких нам персонажей из путинского экономического блока, — милых, не говорящих пошлостей про Вьетнам и Че Гевару, — вот не поручусь…

Так почему же общаться с Лимоновым и Шениным — стыдно, а с Путиным, Грефом, Кудриным, Медведевым — нет? Странные представления об интеллигентности. Уйди, противный! — это логика фрейлин, а не политиков.

Господа! Вот текст, фиксирующий список правил честной политической игры и констатирующий их отсутствие в сегодняшней России. Вы согласны с написанным? Видимо, согласны, ибо нет в Хартии ничего такого, чего вы не говорили бы по отдельности — Явлинский, Белых, Рыжков, Касьянов…

Но как только от партийного и личного интереса дело доходит до возможности реального объединения, с реальной же угрозой последующего отлучения от кремлевской сиськи — тут-то и начинается тонкая благородная французская игра. Я? Вот с этими? Ни-ког-да! Национал-экзотика, упомянутая Макаркиным, как и ее тяжелая коммунистическая разновидность, из российской политики никуда не денутся — это здешний климат. Впрочем, такого рода персонажи бегают и по периферии европейской политической жизни, и никто не запрещает им пробовать свои силы на выборах. Это риск, но гораздо меньший, чем риск запрета. Политические экстремалы гораздо более притягательны для публики в ореоле мученичества! Это азбука.

Нам могут нравиться или не нравиться участники соревнования, но письменная фиксация правил — вещь гораздо более важная, чем персоналии, и это тоже азбука.

Человек, затаивший думку посреди турнира по шашкам начать играть в «чапаева», должен точно знать, что этот номер не проканает! Остальное — примеры, как в анекдоте, вынесенном в эпиграф.

Именно честные выборы, а не победа демократического кандидата, были целью почившего в бозе «Комитета — 2008»… Не получилось.

Получилось в Украине. Вот парадокс! — Янукович, пытавшийся задавить страну ложью и ОМОНом, сегодня — полновесная фигура демократического процесса, потому что в результате Майдана в Украине победили, в первую очередь, именно правила игры.

А по этим правилам проигравших не затаптывают.

Кремль стал чемпионом России — 2008 именно потому, что российская (демократическая в том числе) элита молчаливо согласилась забыть про правила, включая правила приличия.

Сегодня у нормальных людей (уточним: не «либералов» и не «патриотов», а просто тех, кто считает, что воровать нехорошо) — нет возможности всерьез повлиять на политическую жизнь собственной страны. Но уже сегодня есть, по крайней мере, возможность назвать черное черным — и начать консолидироваться. Не вокруг Явлинского, Лимонова, Буковского, Касьянова или Геращенко, — а вокруг нормальной системы координат!

Что представляет сегодня большую опасность для России — несколько десятков застарелых борцов с генетикой и сионизмом, столь ярко описанные Алексеем Макаркиным, или негласное закрепление обществом (увы, либеральным обществом, прежде всего) авторитарного статус-кво — в рабской надежде на то, что при Медведеве все это рассосется само?

«Мечта раба — рынок, на котором можно купить себе хозяина», писал Ежи Лец. Кажется, у многих сегодня настали радостные дни: им кажется, что удалось прикупить себе незлого хозяина…

Виктор Шендерович,

рыцарь непечатного образа,

«Ежедневный журнал»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора