Всевышний сказал Моше: «Я ведь взял левитов из среды сынов Израиля вместо всех первенцев из сынов Израиля, разверзающих чрево, чтобы левиты были Моими; Ибо всякий первенец — Мой; в день избиения Мною всякого первенца в земле Египта посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле, от человека до скота» (Ваикра, 3:12-13).
Как следует понимать слова: «всякий первенец — Мой»? Или — «чтобы левиты были Моими»? «Мой» означает здесь несущий Мне (Всевышнему) служение. Сразу по выходе из Египта нам была дана заповедь освящения первенцев, как сказано выше: «посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле». Комментарий объясняет: первоначально служение должны были исполнять первенцы, но, когда сыны Израиля, и первенцы в том числе, совершили грех поклонением золотому тельцу, они стали непригодными для служения. Вместо них были избраны левиты, которые в поклонении идолу не участвовали.
Заповедь о выкупе первенцев дана нам в главе «Корах» книги «Бемидбар». Выполняется она впервые при исчислении общины Израиля, о которой говорится в главе «Бемидбар».
Заповедь выкупа первенцев — очень ценная и совершенно особая заповедь. Прежде всего потому, что далеко не всякому выпадает ее совершить. В сущности, ее выполняют очень не часто даже сравнительно с заповедью брит-милы, которая тоже касается только младенцев мужского пола: обрезание делают каждому еврейскому мальчику, а выкупает отец только первого ребенка у матери.
Кроме того, если отец — коэн или левит, у него такой обязанности нет. То же — в случае, если мать мальчика-первенца — дочь коэна или левита.
Еще одна причина, по которой заповедь выкупа выполняется нечасто, — характер родов. Первенца, родившегося с помощью кесарева сечения, не выкупают, ибо он не тот, кто «разверзает чрево». Ограничения на выполнение заповеди есть и в случае выкидыша: если он произошел до сорокового дня существования плода, следующий ребенок остается первенцем, если после сорокового дня — это уже зависит от степени развития плода, в большинстве случаев следующий ребенок первенцем не является.
Выполнение заповеди возложено на отца, так что мальчик-первенец, родившийся в смешанном браке, выкупает себя сам по достижении совершеннолетия.
Обычно заповедь выполняется очень торжественно, приглашают гостей, как можно наряднее одевают младенца, отец платит выкуп — 96 граммов чистого серебра или его стоимость (таков аналог пяти серебряным шекелям, указанным в Торе) — коэну, которому младенец как бы принадлежит, а затем устраивают праздничную трапезу.
Заповедь освящения первенцев, являющаяся основанием для заповеди о выкупе первенцев, дана нам в память о еврейских первенцах, спасшихся в Египте во время десятой казни, когда все другие первенцы погибли. На это указывает и приведенная выше цитата: «в день избиения Мною всякого первенца в земле Египта посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле».
В первой главе книги «Шмот» Всевышний, посылая Моше в Египет к фараону, говорит ему: «И скажешь ты Паро: так сказал Г-сподь: сын Мой, первенец Мой — Израиль… отпусти сына Моего… но ты не согласился отпустить его, и вот, Я убью твоего сына, твоего первенца» (Шмот, 4:22-23). О чем говорят эти слова? О том, что Б-г относится к еврейскому народу, как к сыну, с той же силой естественной и принципиально нерасторжимой связи. Изменить эти отношения невозможно, как невозможно сыну перестать быть сыном, а отцу — отцом. Ни об одном другом народе Тора так не говорит. Тем не менее, отмечает Маараль из Праги, хотя никакой другой народ так не назван, у отца могут быть и другие сыновья, на которых тоже распространяется (делится) его любовь. Но Израиль назван еще и первенцем. Что это добавляет к характеру отношений? Уникальность, единственность. Таким образом, как «сына» Израиль связывают со Всевышним вечные и нерасторжимые отношения, а как «первенца» — отношения единичные и исключительные.