
Решил проверить, с кого плагиат — Гугл выдал толпу предшественников, от книг, фильмов и песен до конферанса. Сам, грешный, тему эксплуатировал, в том числе о тяжкой нежности человека к самому себе. Ну что о ней, родимой, скажешь через 203 года после блестящего трактата Стендаля «О любви», коим наслаждался в юности? Однако привыкши поигрывать чёрными на победу с чемпионами мира и склонный к наглости, попробую.
Для затравки замшелый анекдот. В село заезжает агитатор с лекцией «Виды любви». Клуб переполнен, гость начинает: «Есть любовь мужчины и женщины — тут всё ясно и говорить не о чем. Есть любовь однополая, это нехорошо, о ней мы тоже говорить не будем. Остаётся любовь народа к родной партии — ей и посвятим лекцию». Мы не столь ортодоксальны, попытаемся найти корни пугающего явления (события? пожара?..).
Что есть любовь? Арамейский перевод: «рахим», от «рахамим», милость. Тот, кого любишь — это «нашедший милость в глазах твоих». А поскольку Творец любит Своё творение — значит, всё оно «нашло милость в Его глазах». Но коль Б-г всесилен и любящ, как же тогда существуют смерть, горе, ненависть…? И ежели расхожая фраза: «любовь сильнее смерти» имеет смысл — отчего она позволяет ужасам над собой доминировать? Хотя бы в войнах… К тому же любовь есть бытие здесь и сейчас — разве утешит обещание, что «Всевышний «поглотит» смерть»? Что это за любовь, сосланная в эмпиреи будущего?!
Начнём, раз уж «любовь и смерть» на язык попались, с наблюдений медсестры ОיБрайен, собравшей предсмертные разговоры своих пациентов. 3 самых частых расстройства: я не жил так, как действительно хотел, не давал себе право любить и быть любимым, не ценил момент, в котором находился. Собирая: уходящие жалеют, что не достало в жизни искренности и любви, тратили они дни на шаблоны, внешние игры и заботы о второстепенном. Не прощали близких, боялись быть настоящими, не хватало в сердцах сострадания и приятия. То есть — в последние часы люди печалятся о внутренней свободе и искренности.
Есть правило в алахе: слово умирающего — словно заверенное подписью и печатью. Поверим их признаниям, сплетём в букет прощальные напутствия: искренность, внутренняя свобода, любовь, счастье мгновения. Думаю, из этих элементов и собрана Любовь. Её синоним: «Настоящая Жизнь». Ведь именно о ней — запоздалые сожаления перед лицом смерти.
С детства памятна христианская поэтическая формула: «Б-г есть Любовь». Разумеется, буквально она неверна, Всевышний не только любовь. На мезузах мы пишем Имя «Шакай», буквально означающее: «ше дай», «сказавший — довольно!»,- ограничивший распространение хесед (милости, беспричинной любви). Педагогам знакомы последствия безраздельной родительской привязанности… Но поэза глубока, нужно только узнать исток, оригинал.
Как всегда у эпигонов, формула вырвана из (ивритского) контекста. Символ еврейства: «Слушай, Израиль: Г-сподь наш Б-г, Г-сподь один». Гематрия «один» (эхад) — как и у любви (аᴤיава) 13. Имя Всевышнего (Тетраграматон), связанное с вечностью, имеет гематрию 26 — это сумма «один» и «любовь» (или удвоенная любовь). Иш и иша, мужчина и женщина отличаются одной буквой: йюд в иш и ᴤיей у иша. Говорят мудрецы: «меж ними мир — Б-г с ними (буквы י и ה, соединяясь, дают Имя Всевышнего, связанное с милостью), нет — огонь сжигает их» (общие буквы א и שׁ образуют эш, огонь).
Мы приблизились к истоку любви между людьми. «Шалом», мир — одно из Имён Б-га. Шалом означает не только отсутствие войн и конфликта — но глубокое душевное успокоение («благодать»), раскрытие духовной, гармонической реальности. Его визитная карточка: наслаждение моментом, приятие, счастье, не нуждающееся во внешних аттрибутах. Те же маркеры — у любви рядом с её предметом.
Говорят мудрецы: причина смерти сыновей Первосвященника Аарона Надава и Авигу — вспыхнувшая неистовая любовь к Творцу, побудившая их вознести недозволенную жертву. «Любовь разрушает порядок», отталкивает «ше-дай», мешает задуматься о последствиях. Коль огнь её вырвался из рамок, результат непредсказуем. Оттого установил Всевышний равновесие «правой и левой линий сфирот» (Б-жественных эманаций): баланс даяния и ограничения. Слишком близки друг к другу жизнь, любовь и смерть, на мустанга должно подобрать узду.
Бесконтрольное пламя тем более опасно, что Б-г заложил в мужчину и женщину магниты стремления друг к другу — через них осуществляется история, рождаются поколения. Обронит прошмыгнувший ангелочек пёрышко, уткнётся оно в магнит… Оттого драгоценны правила и законы сей области; целый раздел Мишны посвящён в основном им. Принятая в эпохах, в частности в нынешней, сексуальная распущенность подрывает эту основу общества и в итоге лишает человечество любви. Унижает отношения полов до почти физиологии. Так устроен мир: где ритм жизни — там колодезь смерти и зла. «Если дурное начало упомянуто без уточняющих эпитетов — речь о разврате».
По признаниям уходящих, любовь и её искренность — самоё плоть, энергия бытия; о малости её сожалеют в самые честные минуты. В этом смысле действительно «Б-г есть (дарящий) Любовь».
Я бы сравнил способность любить с талантом: по мальчику Мотлу, «талант как деньги — или есть, или нет». Впрочем, как и талант, способность любить можно развивать, усечённую личность — лечить. Среди главных любви противостояний — неврозы и страхи, подавляющие открытость и искренность.
Но что есть собственно «любовь»? Каждому, кто влюблялся, известно: жизнь наполняется светом, «идёшь не по дороге — по судьбе». Всё в мирах состоит из «света» и «сосуда». Законы, ограничения необходимы ради сотворения сосуда, организации формы — иначе свет неуловим и может лишь посеять разрушительный хаос. Но собственно жизнь — это свет, содержание, суть. Подберите себе слова: искренность, свобода, полёт духа…
Способность любить — величайший дар, который Б-г прислал человеку; мне кажется, в этом даже большее наше подобие Создателю, чем в разуме и сознании. Особенная милость в том, что человеку дана возможность любить не только Источник Любви, но и соразмерных себе существ; становиться как бы новым, вторичным источником жизни. «Шалом меж ними — Б-г меж ними» — не притча мудрецов, а простая констатация. Где дышит Любовь, там Б-г дарит Себя единству двоих, как в Ган Эдене Адаму и Хаве. Любовь не лишь «мир чарует», она его созидает. Соединяет с Источником.
Тронем таинственный рецепт, что часто цитируют, но осмыслить трудно. «Тому, кто раскаялся из трепета перед Всевышним, прощаются, стираются грехи; у того, кто раскаялся из любви ко Всевышнему, грехи превращаются в заслуги». Как это: вчерашний подонок, убийца и развратник становится духовным миллионером, его вечность насыщенней и возвышенней?!
Да. Здесь секрет любви и доказательство её тождества жизни. Тот, в ком сталась хоть крупица подонства, не может полюбить Создателя. Ведь любовь — это и близость, синхронность, сопряжение свойств с Любимым. Но Б-г абсолютно справедлив и честен — оттого глубинная порядочность есть «впускной билет» в возвышенную, взаимную с Ним любовь. Душа пробудилась, человек родился заново.
Обычно «перекраску» проступков в заслуги объясняют тем, что в ретроспективе они стали ступеньками к прекрасному новому состоянию. Добавлю камушек. Входя в реальность любви — а как иначе он может изменить себя её силой, если не погрузится с головой? — человек соединяется с безграничностью. Перестают быть значимыми классификации, привычные оценки; даже недостатки любимого кажутся достоинствами. Любовь «нарушает порядки» и в этом смысле, её ярчайший свет заполняет прежде безжизненные формы — а что такое грех, как не мертвечина, скорлупа без ореха? Гнусное и убогое наполняется абсолютно новой сутью.
Лучшим русским стихотворением о любви мне видится «Баллада о любви» Высоцкого. «Волшебная невидимая нить», им воспетая — это присутствие в них и рядом с ними Шалом. Перечитайте «Балладу».
Жаль расставаться с темой, продолжу.