
В прошлом номере я уже писал о том, что Путин предложил новый пакет антирейдерских законов. Но вот одного из главных рейдеров России, господина Игоря Сечина, из верхов президентской администрации не потревожили. Точнее, Путин убрал своего рейдера из президентской администрации, но как незаменимого подручного перевел в вице-премьеры правительства, и, помимо этого, он будет исполнять обязанности председателя Совета директоров Объединенной судостроительной корпорации.
Этот бывший чекист, 1960 года рождения, по образованию филолог-романист в области французского и португальского языков. После окончания ЛГУ Сечин работал переводчиком в Мозамбике в структурах внешнеторгового объединения «Техноэкспорт», занимавшегося, судя по публикациям американских газет, поставками оружия в Анголу и в Мозамбик. В 1990 году в ходе визита в Бразилию делегации Ленсовета Сечин познакомился с помощником А. Собчака В. Путиным. Став замом Собчака, Путин взял Сечина к себе в аппарат. В 1996 — 1997 годах Сечин продолжал работать в аппарате Путина, переехавшего в Москву и ставшего замуправделами президента России. В 1998 году Сечин занял пост руководителя аппарата Путина, ставшего к тому времени первым заместителем руководителя администрации президента. В августе 1999 года наш герой руководил секретариатом Путина — сначала — первого заместителя председателя правительства, позднее — главы правительства РФ.
31 декабря 1999 г. Сечин стал заместителем главы президентской администрации при исполняющем обязанности президента России Путине. В июне 2000 года, после мартовского избрания Путина главой государства, Сечин — заместитель главы его администрации, руководитель президентской канцелярии. На этом посту он организовывал информационное и документационное обеспечение деятельности президента РФ, представлял на подпись Путину проекты указов, распоряжений и поручений президента.
Сечин активно вмешивался в экономическую политику России. В 2003 году он стоял за уголовным преследованием НК «ЮКОС», ему помогал приятель — президент «Роснефти» Сергей Богданчиков. В конце октября 2003 года глава президентской администрации Александр Волошин, поддерживавший в Кремле бывшего главу «ЮКОСа» Михаила Ходорковского, подал в отставку. Российские СМИ, еще не разгромленные Путиным, не стесняясь называли Сечина инициатором произошедшего.
В марте 2004 года Сечин был назначен заместителем руководителя администрации президента Российской Федерации — помощником президента РФ. В феврале 2004 года Сечин был назначен в состав совета директоров «Роснефти», а 27 июля 2004 года избран его председателем. Большинство аналитиков указывали, что приход Сечина на эту должность следует трактовать как подготовку компании к получению контроля над активами «ЮКОСа».
В связи с новым назначением Сечина независимые российские СМИ писали о том, что еще в 1998 году филолог Сечин защитил в Санкт-Петербургском горном институте диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук на тему «Экономическая оценка инвестиционных проектов транзита нефти и нефтепродуктов». В том же году в издательстве института была опубликована книга Сечина «Проблемы развития экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации и формирования региональных проектов их транзита». Понятно, что книга и диссертация были куплены.
Сечин ныне обладает многомиллиардным личным состоянием. Он женат, его дочь Инга, выпускница Санкт-Петербургского горного института, замужем за Дмитрием Устиновым, сыном ныне бывшего министра юстиции, ранее — генпрокурора России.
Вот какой в правительстве Путина один из вице-премьеров. В прошлом номере я писал о том, что Путин списал 4,5 млрд. долларов госдолга Ливии в обмен на будущие контракты по поставкам вооружений для структур, контролируемых путинским приятелем Сергеем Чемезовым.
Кроме того, в апреле был неожиданно назначен конкурс на право получения лицензии на разработку крупнейшего в мире по запасам меди Удоканского медного месторождения. Участниками конкурса будут два консорциума с участием госструктур: в один из них входит «Ростехнологии» все того же Чемезова, а в другой — «Российские железные дороги» и Внешэкономбанк. Таким образом Удокан, который оставался в руках государства и был припрятан все 8 лет путинского президентства, вдруг стремительно «начал» искать себе хозяина — которым будет либо один близкий друг нового премьер-министра, либо другой, но столь же близкий.
Очередное мошенничество разыгрывается сегодня — это молниеносно реализуемая сделка по продаже активов нефтегазохимической компании «Сибур» частным лицам, сообщила The New Times.
«Сибур» — крупнейшая нефтегазохимическая компания России. В ее состав входят 6 из 8 западносибирских заводов по переработке попутного нефтяного газа, один из крупнейших в стране нефтехимических комбинатов «Тобольск-Нефтехим», 7 заводов по производству синтетических каучуков, 6 заводов по производству полимеров, 6 шинных заводов и 2 предприятия по производству минеральных удобрений. Оборот компании в 2007 году составил 6 млрд. долларов, операционная прибыль — 1,2 млрд. долларов.
Как это происходит. Месяц назад, 22 апреля, президент «Сибура» Дмитрий Конов и еще четыре топ-менеджера компании проинформировали Совет директоров «Сибура» о намерении начать переговоры с Газпромбанком о выкупе контрольного пакета акций «Сибура» на имя принадлежащего им кипрского офшора Hidron Holdings Limited. Уже через пять дней стороны согласовали цену и предварительные условия сделки. По данным российских СМИ, Hidron может выкупить у Газпромбанка все 70 % акций «Сибура», исходя из предварительной оценки стоимости всей компании в 3,8 млрд. долларов, в то время как реальная рыночная цена «Сибур» не менее 6,5 млрд. долларов.
То есть получается, что Газпромбанк продает контрольный пакет акций крупнейшей нефтегазохимической компании России ее же топ-менеджерам по цене, заниженной как минимум в полтора раза, оформляя сделку всего за неделю, да еще и предоставляя «покупателям» кредит на финансирование покупки! Помимо этого, «Газпром» практически простил «Сибуру» 40 млрд. рублей долга (1,6 млрд. дол.).
Почему же «Газпром» пошел на сделку, в результате которой потеряет почти 7 млрд. долларов годовой выручки и почти 1 млрд. долларов чистой прибыли? Использовавшийся ранее аргумент, что «Газпром» якобы «избавляется от непрофильных активов», в данном случает не работает: бизнес по переработке попутного газа для «Газпрома» самый что ни на есть профильный, подчеркнуло The New Times.
Но за какие такие особые заслуги пятерым топ-менеджерам «Сибура», работающим в компании всего несколько лет, предоставляется право стремительного выкупа контрольного пакета акций «Сибура» по дешевке? Нынешний президент компании Дмитрий Конов работает в ней всего 4 года, высшим руководителем — менее полутора лет. Каждый из четверых других топ-менеджеров — менее пяти лет. Судя по скорости и фантастическим условиям сделки, есть все основания полагать, что реальным хозяином компании-покупателя — кипрской Hidron Holdings Limited — является вовсе не Конов и Ко, а некий высокопоставленный государственный чиновник, которого, возможно, таким образом хотят вознаградить «за верную службу», заключает статью The New Times.
Кто он, мы скоро узнаем.
Давид Авнуков,
Москва, специально
для «Еврейского Мира»