Лаг Ба Омер — это полупраздничный день еврейского календаря.
В Талмуде этот день встречается в связи с историей о 12 тысячах пар учеников рабби Акивы. Они начали умирать после праздника Песах, как утверждает Талмуд, потому что «не оказывали уважения друг другу». На тридцать третий день после Песах они перестали умирать. После смерти своих учеников рабби Акива нашел пять новых учеников в Негеве и начал учить их Торе с самого начала. Именно они, уважающие друг друга, передали нам Тору!
Эта история о том, как важно не только хранить любовь в сердце, но и уметь выражать добрые чувства словами и поступками. Без этого не может быть мира между людьми, единства в семье или в общине. А без единения и мира мы не можем удостоиться принять Тору.
И все же, что же мы празднуем в день Лаг Ба Омер? Ведь ученики рабби Акивы перестали умирать в этот день.
Впервые тридцать третий день после Исхода – Лаг Ба Омер встречается в Торе в рассказе о скитаниях евреев по пустыне. Мы вышли из Египта так стремительно, что тесто не успело закваситься, и ели мацу, которую также взяли с собой в пустыню. В определенный момент маца кончилась. Тогда на тридцать третий день после Исхода впервые с небес спустилась манна.
Манны выпадало каждому ровно столько, сколько ему было нужно на текущий день. В пятницу, перед шаббатом, выпадала двойная порция. В память о чуде в пустыне мы кладем две халы на стол во время субботних трапез. Лишь тот, кто ест манну, удостаивается принять Тору, утверждают наши мудрецы. Они имели в виду не только поколение пустыни, но и нас с вами. Лишь тот, кто умеет радоваться сегодняшнему дню, удовлетворяться тем, что у него есть сегодня, не находясь в постоянном страхе за завтрашний день, может уделить внимание своей душе, своему духовному росту.
Если человек действительно голоден духовно, если испытывает жажду открытия для себя глубины и красоты Торы, то тогда ему открываются небеса, и свет Торы проливается подобно манне!
В этом тайный смысл дня Лаг Ба Омер. Если человек идет по пустыне, направляясь к месту дарования Торы, если делает все возможное, то приходит к нему помощь небес, второе дыхание.
Не случайно ученик рабби Акивы, рабби Шимон Бар Йохай умер в этот день, и потому в Лаг Ба Омер вспоминают его, записавшего тайное учение Каббалы в книге Сияния — Зохар. Мистические знания спустились в этот мир, подобно манне, чтобы укрепить сердца евреев в пустыне, находившихся в изгнании после разрушения Храма. Внутренний свет Торы освещает тьму изгнания и обновляет силы человека. В этом и смысл истории учеников рабби Акивы, который после гибели учеников начал все сначала. В награду за его усилия с небес спустилась манна, новым ученикам открылись тайны Торы, которые они и передали нам. Впрочем, каждому из нас предстоит удостоиться этих знаний, заслужив их, как манну, своими стремлениями и усилиями.