В связи с планируемым бегством из сектора Газы иногда возникает вопрос о том, является ли сектор Газы землёй, заповеданной Всевышним еврейскому народу. Входит ли он в границы Эрец Исраэль согласно ТаНаХу? Или это просто место, связанное с еврейской историей?
Бывает так, что Иудею и Самарию упоминают отдельно от Газы. Например, Менахем Бегин называл Иудею и Самарию “сердцем Земли Израиля”, не упоминая при этом Газу. И действительно, в Иудее и Самарии находится подавляющее большинство мест, упомянутых в ТаНаХе.
Для определения того, находится ли сектор Газы в пределах заповеданной Земли Израиля, нам надо разобраться с юго-западной и западной границей Эрец Исраэль. Посмотрим, что об этом написано в Торе, главе “Масъэй”, 34:5,6: “И повернёт рубеж от Ацмона к потоку Мицраима, и будут его исходы к морю. А рубеж западный, — будет вам Великое море и (его) предел. Это будет вам западным рубежом”.
Что означает “поток Мицраима” (“поток египетский”)? Посмотрим пояснение, имеющееся в “Пятикнижии и Гафторот” с классическим комментарием “Сончино”, составленным д-ром Й. Герцем, главным раввином Британской империи (стр. 1023). Согласно этому пояснению, указанный поток представляет собой вади Эль-Ариш, которое выходит к Средиземному морю примерно в 32 км к югу от Газы (сейчас это Египет). Вади Эль-Ариш является границей между Землёй Израиля и Египтом, т. е. в Эрец Исраэль входит северная часть Синайского полуострова до вади Эль-Ариш.
Далее в Торе сказано, что западным рубежом Земли Израиля будет Великое море и (его) предел. В вышеупомянутом комментарии “Сончино”, со ссылкой на С. Х. Айзакса, объясняется: “Если бы хоть одна точка западной границы проходила не по линии воды, а лежала бы в глубине материка, даже на незначительном расстоянии от берега, Тора обязательно упомянула бы об этом, указав название, местоположение и особенности этого участка границы. Поскольку при описании западной границы мы не встречаем ни одного подобного описания, то следует считать, что граница нигде не уходит в глубь материка. Наиболее южной точкой Святой Земли следует считать то место, где поток египетский вливается в Средиземное море…”
Великое море (“Аям Агадоль” на иврите) – это Средиземное море. Раши поясняет: “Стих следует понимать так: что до западной границы, — Великое море будет вам границей, и также его простор” (“Пятикнижие с толкованием Раши”, глава “Масъэй”, выпуск второй, Гешер Атшува, Иерусалим, 1990, с. 17). А как понимать “и (его) предел” (“вэгвуль” на иврите)? Раши объясняет, что острова в море тоже относятся к пределу.
В книге “Брейшит”, 15:18 написано: “В тот день заключил Г-сподь с Аврамом завет, говоря: “Твоему потомству дал Я эту землю от реки Мицраима до великой реки, реки Прат”. Река Прат — это река Евфрат. Что касается реки Мицраима (реки египетской), то существуют два мнения. Вот что написано об этом в комментарии в книге “Живая Тора”, составитель и переводчик на английский язык р. Арье Каплан, перевод на русский язык Гедалии Спинаделя, изд. Мознаим, 1990 (с. 51): “Некоторые считают, что это Нил (Таргум Йонатан), но так думают немногие. Ибн Эзра говорит, что это река Шихор (ср. Йегошуа, 13:3, Ирмеягу, 2:18), которую отождествляют с вади Эль-Ариш на границе Израиля, в 145 км к востоку от того места, где теперь проходит Суэцкий канал”. Независимо от того, является ли река Мицраима Нилом или вади Эль-Ариш, это никак не влияет на то, что сектор Газа расположен внутри Эрец Исраэль.
В книге Йегошуа, 13:3, написано,что земли пелиштимские, которые были расположены не только в Газе, но и за её пределами, и, в частности, в районах современных израильских городов Ашдод и Ашкелон, упоминаются как земля оставшаяся, которой должен ещё овладеть Израиль (т. е. эта земля входит в состав Эрец Исраэль): “Йегошуа же состарился, вошёл в лета (преклонные); и сказал ему Г-осподь: ты состарился, вошёл в лета (преклонные), а земли осталось ещё очень много для овладения. Вот земля оставшаяся: все округи пелиштимские и весь гешурийский. От Шихора , что пред Египтом, и до предела Экрона к северу, считавшегося кенаанейским; пять князей пелиштимских: азский, ашдодский, ашкелонский, гатский, экронский и аввийцы…”.
Сошлюсь также на ответы рава Элиягу Эссаса на сайте www. evrey.com о границах Эрец Исраэль. Адреса этих ответов: www.evrey. com/sitep/ askrabbi1/q.php?q=otvet/q276.htm и www.evrey.com /sitep/askrabbi1/q.php? q=otvet/q285.htm
В первом ответе границы Израиля очерчены в соответствии с тем, как они описаны в главе «Масъэй». Это границы Эрец Исраэль как Земли Обетованной или, другими словами, страны, предназначенной для реализации еврейским народом законов Торы. Во втором ответе рав Эссас поясняет написанное в книге Брейшит, 15:18, цитата из которой приведена выше. Это относится уже ко времени, когда будет построен Третий Храм и “политическая география” исчезнет. Земля Обетованная превратится в “Страну Всевышнего”. Рав Эссас ссылается также на книгу пророка Иехезкеля. В частности, в главе 47 этой книги рассмотрены границы “Cтраны Всевышнего”, которые будут простираться от Нила до Евфрата.
Таким образом, на основании Торы, книги Пророков, комментариев и ответов, приведенных выше, весь сектор Газы входит в состав Эрец Исраэль. Депортация еврейских поселений с части Святой Земли, и тем более передача её в руки врагов Израиля, категорически запрещены Торой.
В заключение приведу слова Любавичского Ребе М. М. Шнеерсона, да будет благословенна память праведника, о запрете отдавать части Святой Земли в чужие руки (см. сайт www.chassidus.ru):
“Зыбкость и проблематичность положения евреев на Святой земле не может быть объяснена только политическими и военными причинами. Она – лишь симптом зыбкости и недостаточности духовной жизни евреев.
Когда твёрдую жизненную позицию – следование Торе и заповедям – подменяют релятивизмом и вседозволенностью, когда сам фундамент нашего существования колеблется, — падают стены безопасности.
Не только любой раввин, но и всякий грамотный еврей знает законы субботы и читал параграф 329 в разделе “Орах хаим” кодекса “Шульхан арух”, где установлены нормы поведения в ситуации, в которой находится сейчас народ Израиля. Там прямо предписано выйти на войну, даже в субботу за каждую пядь земли. Более того, в субботу выходят на войну даже если речь идёт о пустяковых, на первый взгляд, требованиях неевреев:
“Если неевреи осаждают приграничное поселение сынов Израиля всего лишь для того, чтобы отнять сено и солому, против них идут войной даже в субботу из опасения, что они захватят селение, а оттуда вся страна будет лежать перед ними, удобная для захвата”.
В наше же время требуют не сено и солому, но кровь наших братьев. И всякое место, на которое претендуют враги, оказывается “приграничным селением”, ведь земля Израиля так мала, хотя и вмещает многое (потому и названа она “землёй оленя”, что таково свойство оленьей кожи).
Когда евреи будут исполнять закон Торы, исполнится обещание : “Нет силы, кроме Торы”, – Земля Израиля и её население будут в полной безопасности…”.
Это сказано задолго до нынешнего всплеска арабской террористической агрессии против Израиля. Сказано абсолютно ясно и верно!