Недельная глава «Эмор» содержит в себе описание всех праздников и завершает процесс исправления элемента времени. Мицва счета омера, периода из 49 дней, соединяющих Песах с Шавуот, того отрезка времени, внутри которого мы сейчас находимся, описана именно в этой главе. Рамбан говорит странную вещь: эта мицва не ограничена временем (мицвот делятся на две категории — ограниченные временем и независимые от времени). Казалось бы, эта мицва действует всего в течение 49 дней, вечером каждого дня между Песах и Шавуот. Как же можно сказать, что эта мицва не ограничена временем?
Внимательно присмотревшись, мы заметим и другие странности этого времени. Если мы считаем дни от Песах до Шавуот, то было бы логичнее вести обратный отсчет: 49, 48, 47, а не так, как это делам мы, считая количество уже прошедших дней. Более того, само название мицвы — «Счет Омера» — указывает на исходную точку, а не на цель, к которой мы должны стремиться. Омер — это приношение ячменя в Песах — то есть начальная точка счета омера. Понятно, что мы должны двигаться от ячменя (корма для животных) до приношения хлеба (человеческой еды) в Шавуот. Почему же этот отрезок времени так необычен?
Р. Татц говорит о том, что счет — это труд, это наша работа. Сам Песах — Исход евреев из Египта является нашим рождением. Шавуот — дарование Торы — это опять-таки подарок. Период времени между ними — это наша работа по постройке сосуда. Мы занимаемся строительством. Именно поэтому Рамбан считает, что мицва счета омера не ограничена временем. Счет Омера строит это время, само время обусловлено счетом.
Никто из нас не любит подачки. У всех есть ощущение неприязни при получении незаслуженного. Каббалистический термин «неэма д’ксуфа» — хлеб стыда — описывает именно это состояние. Спрашивается, зачем мы были созданы именно такими — испытывающими стыд? Не проще ли было бы сделать нас пассивными получателями, тихо радующимися подаркам Всевышнего? Когда говорится, что человек был создан по образу Всевышнего, имеется в виду способность человека быть творцом. Мы способны творить, и именно процесс творчества доставляет нам максимальное удовольствие.
«Хлеб стыда» всегда напоминает нам, что есть к чему стремиться. Унижение, которое мы испытываем, получив подачку, это то самое ощущение, которое подчеркивает отличие между нашим сегодняшним состоянием и тем, к чему мы должны прийти. «Хлеб стыда» дает нам шанс на то, что мы не просто избавимся от рабства и выйдем из внутреннего египта, но и гарантирует то, что мы не остановимся на полпути и, в конце концов, научимся пользоваться своей обретенной свободой выбора. Мало выйти из Египта, нужно еще дойти до Синая.
Не случайно высшим уровнем цдаки (благотворительности) считается предоставление нуждающемуся работы. Счет омера — это возможность поработать — создать сосуд, в который потом в Шавуот можно будет получить Тору. Любавичский Ребе подчеркивает, что Шавуот — это единственный праздник, не имеющий фиксированной даты. Шавуот наступает через 49 дней омера. Если мы считали неправильно, то есть не смогли создать сосуд, Шавуот для нас не настанет.