Преодолеть конфликт

Как часто у нас опускаются руки в результате семейных ссор, конфликтов с коллегами или друзьями. Как часто мы спрашиваем себя: “Смогу ли я преодолеть этот конфликт?”

Недельная глава повествует об окончательном примирении братьев. После смерти отца Яакова братья вновь обратились к Иосифу с просьбой о прощении. Может быть, из за своей любви к отцу Иосиф не отомстил братьям, продавшим его в рабство? А теперь, после смерти отца, у него развязались руки? Но нет, услышав просьбу о прощении своих братьев, Иосиф заплакал и уверил их в том, что не собирается мстить, а будет поддерживать их и их детей. Иосиф предстает великодушным, прощающим, милосердным. Не случайно Тора называет Иосифа праведником. Иосифу и его братьям удается достичь такого примирения, которое ляжет в основу единства всех их потомков — всего еврейского народа…
“Но позвольте, — возразит поверхностно знакомый с текстом Торы читатель. — Разве можно назвать Иосифа праведником?” Вы только вспомните детали этой истории. Почему Иосиф не открылся братьям сразу, когда, став главным министром Египта, он узнал в прибывших в Египет за хлебом своих братьев? Почему потребовал от них в доказательство истинности слов привести в Египет младшего брата Беньямина, оставшегося с отцом в стране Израиля? Почему, когда братья, в конце концов, вернулись в Египет с Беньямином, Иосиф пригласил их за стол и приказал дать Беньямину в пять раз больше еды, чем всем остальным? Почему подложил Беньямину в мешок свой бокал, а затем, когда довольные братья вышли на дорогу, приказал страже догнать их, обвинив в краже бокала? Почему отверг предложение братьев, заявивших, что поскольку бокал был найден в мешке Беньямина, то все они готовы стать его рабами, а предложил им всем уйти и лишь Беньямину остаться в рабстве в наказание за кражу (которой тот никогда не совершал!)? В конце концов — главный вопрос: почему в течение десяти лет с того времени, что Иосиф уже правил Египтом, он не подумал о своем отце, который продолжал все эти годы страдать, так и не найдя утешения? Разве Иосиф не мог послать гонца из Египта в Израиль и сообщить Яакову, что его любимый сын жив?
Каждый, кто знаком с рассказом о продаже Иосифа, неизбежно задавал себе эти вопросы и безуспешно пытался найти в тексте Торы ответы.
Хочу оговориться: Тора — это не Книга для беглого чтения по диагонали. Тору не читают, а изучают, вдумчиво анализируя каждый нюанс. Ибо изучающий Тору познает саму мудрость жизни во всей ее сложности, противоречивости, парадоксальности. Противоречит духу изучения Торы отсутствие поиска, поверхностность, упрощение. Тора не боится вопросов самых острых и кажущихся неразрешимыми. Чем сильнее и острее вопрос, тем интенсивнее поиск ответа и значительнее находка драгоценного клада — концепции, мысли, урока, преподносимого нам. Процесс изучения Торы — это всепоглощающий человеческую душу творческий процесс осознания и открытия закономерностей жизни. Только важно помнить, что в этом процессе поиска мы идем по пути, указанному нам мудрецами устной Торы — Талмуда, которые черпали мудрость своих объяснений в словах пророков, в еврейской традиции понимания Торы и ее ценностей, понимания жизни, ее проблем и природы человека. Когда мы ищем ответ на волнующий нас в Торе вопрос, мы не занимаемся самодеятельностью, не открываем Америку, а идем по пути, освещенному нам мудрецами еврейской традиции, стараясь осмыслить их слова, извлечь из их слов уроки мудрости жизни.
Все сформулированные выше вопросы, касающиеся, на первый взгляд, непонятного поведения Иосифа, могут быть поняты в ракурсе всего лишь одного слова — раскаяние!
Только на этот раз Тора преподносит нам урок не просто понятия раскаяния, связанного с сожалением человека о том, что он совершил в прошлом, и обязательства не повторять этого поступка в будущем. Нет, Тора учит нас настоящему, полному раскаянию. Ведь несмотря на слова сожаления и обещания не повторять поступка, ничто не гарантирует, что человек действительно сможет устоять от соблазна. “Что же является полным раскаянием? — спрашивает великий мудрец Маймонид в своей книге о раскаянии и отвечает, — когда представилась человеку возможность совершить то же преступление, которое он когда-то совершил, но он преодолел себя”.
Узнав своих братьев в Египте, Иосиф решил простить их, удостоверившись, что они действительно изменились и полностью раскаялись. Потому Иосиф настаивает, чтобы в Египет пришел его младший брат Беньямин, который был тогда маленьким и не участвовал в продаже Иосифа в рабство. Беньямин, так же, как и Иосиф, был рожден Яакову его любимой женой Рахилью. Не случайно Яаков выделял Иосифа своей любовью, а после его исчезновения (как он думал, смерти, по рассказам обманувших его сыновей) привязался к Беньямину. 

Окончание следует

Художник Алекс ЛЕВИН

Субботние свечи

Пятница, 3 января, 4:33

Окончание субботы 4 января в 5:28

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *