Памятно желание «лучшего, талантливейшего поэта советской эпохи» (Сталин): «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». Измерять таланты не обучен, другой претендент на «талантливейший» Осип Мандельштам говорил: «после революции Маяковский как поэт для меня не существует» (лишь как пропагандист). Однако призыв любопытен и перекликается со словами праотца Ицхака в главе «Толдот»: «голос, голос Якова, а руки, руки Эсава».
Подметьте тонкую разницу: в Торе сперва голос, руки (которыми «мечом будешь жить») потом; а на гербе Аль-Кайды мечи куда заметнее шахады, да и чёрный фон её знамени прежде текста бросается в глаза. Маяковский не просит приравнять штык к перу, наоборот — пусть слово, голос тоже станет оружием. Штык, меч, атомная бомба — единица измерения и значимости.
А праотец не случайно начинает с голоса. «Правда — печать Всевышнего», утверждать её нужно голосом и лишь в случае неудачи — обращаться к мечу. Талмуд уточняет образ царственного воина Давида: начинал он компании только по велению Сангедрина, верховного суда мудрецов. Слово — первично. Хотя бы потому, что одно из имён Всевышнего: Шалом, Мир. Он приходит туда, где воцарилась правда. Тогда иное определение, данное Торой Создателю: «Муж Войны» — не востребовано. Мир — где истина.
На этом немало строится дипломатия: предотвращение войн договорами и судами. Теоретически. Но по Ленину (точнее фон Клаузевицу): «Война — продолжение политики иными средствами». Опять сперва в формулировке война — до речи, которая всего лишь вступление к ней. Помните славословия СССР своим опричникам: «карающий меч революции»? Вот насчёт «глаголющего истину» запамятовал…
Те, кто несут «правду» мечом — максимально от правды далеки. Необходимость меча — признак неудачи в раскрытии и распространении правды. Именно здесь корень споров и взаимонепонимания в Израиле вокруг призыва в армию учащихся ешив. Раввины пытаются растолковать, что усиление правды в обществе отодвигает войны, приводит мир — внутри и вовне; а у правды должны быть работники. Но оппоненты уверенны, что дело не в какой-то там истине Торы, война неизбежна и необходима, почти желанна.
Одни строят расчёты на мече как главной, первичной данности, «руках Эсава» — и требуют, чтобы искатели правды (и потому мира) поголовно брали в руки мечи и участвовали в их пирах. Другие — на распространении и углублении истины, привлечении этим Создателя, возможности «выстроить Ему жилище в нижних». И потому — переключении «рук» на не столь травмирующие занятия. Архетип: «кто раньше — перо или меч?».
Тяжко сказать это тому, у кого погиб сын. Но лучше войну отвести, чем погибнет сын соседа…
У евреев изначален голос. «Голос Якова», «сидящего в шатре». Мы — «народ Книги», «царство священников», «Его свидетели»; наша миссия — нести свет народам. Но отчего нема среди руководителей еврейского государства раввинов, а генералов хоть отбавляй?
Ответ найдём в продолжении отрывка из «Толдот», в благословении Ицхака Эсаву. «Брату будешь служить, но когда ослабеет он, сбросишь его ярмо (обязанность истины) со своей шеи».
Ради наглядной схемы нырнём в Индию, куда ушли 6 сыновей Авраама от второй жены Ктуры. Они получили от отца важные подарки, так что перекличка с нами не столь неожиданна. Идеальная ситуация в их культуре такова: воины и администраторы — те, кого именуют «кшатрии» — служат, «вайшешика» (бизнесмены) торгуют, «шудры» (работяги) вкалывают — а опирается система на понимание мудрецов, к которым все ходят за советом (у индусов это «пандиты», учёные «брахманы»).
Добро бы так у евреев! Но говаривал Бегин, «я — премьер-министр нации президентов», каждый «сам себе государство». Достичь эталона горы Синай: «один народ — одно сердце» — ох не элементарно!
Больше всего различий меж человеками на уровне чувства и разума, где двуногим дарены кое-какие прототипы, но более расплывчатые, нежели — два глаза, две руки… Каждый мыслитель строит собственную вселенную, и у евреев — «самостийных президентов» вероятна разноголосица в квадрате. Что, кроме Б-га, может нас объединить?
Так вот, согласно эсавова благословения — ежели интеллектуалы, носители «голоса» забывают, чей «Глас» над миром, принимаются пищать тоненькими атеистическими фальцетами— солдафоны отодвигают их в сторону и начинают размашисто править по своим, напористым и агрессивным представлениям. На место дискуссии и взаимопонимания выходят «интересы» — естественно, у разных наций, элит и банд противоречивые. Начинается «выяснение отношений» понятным милитаристам образом, жить теперь опасно и тяжко. Б-г по необходимости «берёт лук и стрелы», становится Мужем Брани и кому-то вручает викторию в побоище. Довольные маршалы объявляют пышные «Праздники Победы». Нет, не над враждебной ордой, а над пером! Ведь носители голоса отныне обслуживают их демагогию и потребности.
До тех пор это происходит, пока голос истины не зазвучит столь мощно, что вынудит «руки Эсава» вспомнить о своей первоначальной достойной роли: «брату (праведнику и мудрецу) служить». В идеале генералы сами станут знатоками Торы, как это случалось в эпоху Судей и первых царей. Но всё-таки едва ли они — духовные главы поколения, слишком много времени и усилий должны потратить на освоение специальности, велики ставки в ней (человеческая жизнь!), чтобы допустить любительство. Довольно уже того, что смогут постичь законы и мотивации, которые предложат учителя, сумеют грамотно воплощать в их жизнь.
Ещё грань: голос истины обычно негромок и ненавязчив, в отличие от баса рекламы. В современной политике и журналистике, увы, преобладают тона сварливые и крикливые. Уже поэтому стоит ограничивать общение с СМИ, иначе легко оглохнуть. Стать тугоухим на глубокую правду, привыкнуть к дешёвой пропаганде и софистике. К тому, что перо не указывает путь, а превращается в разновидность штыка.
Теперь маленькая тайна: помимо общего процесса в обществе и эпохе, диалектика «рук» и «голоса» самостоятельно осуществляется в судьбе отдельного человека. Тот, кто старательно ищет истину, стремится её углублять и воплощать в своей и окружающих жизни, обычно окажется в атмосфере гораздо более мирной, на не столь изломанной «линии судьбы». Разумеется, этот закон не работает постоянно и наглядно для всех — иначе существенно сократилась бы свобода выбора человека, было бы очевидно, от чего держаться подальше. Выбор стал бы не искренней мотивацией, а голым расчётом. Но — он работает, этот закон, и становится явным по мере твоего вхождения в реку смысла, соприкосновения с абсолютом. Чем ближе человек к покоям Того, чьё Имя Шалом, тем реальней шалом, мир наполняет его жизнь. Об этом немало в Талмуде. «Все пути её (Торы) — пути мирные».
Верно и обратное: коли мотивации твои в областях борьбы, победы, преодоления — наивысшая точка, которой можешь достичь — близость со Всевышним в ипостаси «Муж Брани». Тоже очень много и, вероятно, есть души, кому пригоден сей путь — но Имя и реальность Шалом выше.
Для тех, кто твёрд верой в «силе руки моей», полезно наблюдать ситуацию в Сирии. Враждебный, подпираемый двумя империями режим рассыпался, как коробок спичек. Неясно, каковы будут новые правители (есть среди них и «дойдём до Иерусалима»), но менее крутые постулируют мир с Израилем. Конечно, удары по Хизбалле облегчили им дорогу, но кто мог предположить, что, хотя повстанцы не ахти как вооружены, армия Асада не станет воевать, Иран струхнёт, Россия уползёт?.. Переворот почти бескровный, «ось зла» ослабла и замаячил шанс на мир. Вы можете приписать это мистической «пейджерной акции», героизму и мастерству в очередной «Ливанской войне» — но очевидно, что в третьем акте с небес спустилась Рука и перевернула доску. Видимо, Голос и Перо достигли критической точки?
Охлаждающее из Танаха. Царь Хизкиягу переоценил духовность народа и, надеясь на «меч не пройдёт по твоей Земле», отказался пропустить армию фараона Нехо на войну с будущими разрушителя Храма. И — погиб. Время не восторгаться, а укреплять Голос.