Поднять землю до небес

«На щите или со щитом», – говорили женщины Спарты своим сыновьям, что в действительности означало: «Вернись победителем или погибни!». Любопытно, что и еврейская традиция предлагает нам сделать свой выбор: на осле или под ослом. «Машиах въедет в Иерусалим на осле», – гласит предание о том, как наступит долгожданное время триумфа добра над злом.

Почему обязательно на осле? Что ж, слово “хамор”, на иврите “осел”, происходит от корня хомер, что означает материал или материализм. Не случайно Фараон заставлял евреев строить пирамиды из этого самого «материала». В духовном смысле это символ насаждения материализма. В свете этих слов, оседлать осла – это значит победить материализм и обрести веру. С другой стороны, осел – самое упрямое животное, символизирующее материальное в человеке, инстинкты его тела. Всадник же – это символ разума, души и совести. Теперь вы понимаете, что всадник на осле символизирует разум, управляющий телом. Если же инстинкты тела управляют разумом, то это подобно ослу, который едет на всаднике. Может быть, кому-то этот пример показался наивным или смешным. Впрочем, Зигмунд Фрейд использовал его совершенно серьезно. Когда великий психолог хотел выразить взаимоотношения между сознанием и подсознанием, то не нашел ничего лучшего, кроме образа всадника, который пытается управлять лошадью. Не знаю, изучал ли Фрейд Тору, не хочу обвинять его в плагиате, однако он лишь повторил древние слова мудрецов о всаднике на осле, которые таким образом сформулировали суть стоящего перед каждым из нас выбора между добром и злом: на осле или под ослом.

Язык символов

Понимаем ли мы язык символов Торы? Что ж, каждый человек способен обратиться к Всевышнему с молитвой. Кто-то, возможно, ежедневно молится в синагоге, а кто-то обращается к Б-гу в минуты опасности, несмотря на декларации собственного неверия, моля о спасении, здоровье или успехе. Однако взаимоотношения с Б-гом, подобно взаимоотношениям между людьми, подразумевают диалог. И если молитва – это обращение человека к Б-гу, то изучение Торы – это слово Всевышнего, обращенное к каждому из нас. Почему Всевышний обратился лишь к Аврааму с призывом «иди!», спрашивает Ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». Разве не было других людей до него? Всевышний обращался ко всем им, утверждает Ребе, но услышал этот призыв лишь Авраам. В этом смысле каждый рассказ Торы – не только повествование о прошлом, даже не только пророческий символ будущего истории еврейского народа, но и обращение Всевышнего к каждому из нас в настоящем. Величие Торы состоит как раз в том, что каждый открывает в Книге Книг те нюансы символики, которые соответствуют его животрепещущим проблемам.
Разве не к каждому из нас обращены слова: «Где ты, человек?», – с которыми Всевышний обратился к Адаму, прячущемуся после греха от Б-га и от себя самого? Не прячемся ли мы подобно Адаму? Разве не к каждому из нас обращен этический вопрос: «Где брат твой?», — призывающий проанализировать наши отношения с окружающими людьми? Как не уподобиться Каину, который с безразличием ответил: «Что я, сторож брату своему?»
Когда Тора рассказывает об упрямом Фараоне или обманщике Лаване, то это урок для нас, как победить Фараона и Лавана в себе. Когда мы читаем о милосердном Аврааме или справедливом Ицхаке, то, в первую очередь, для того, чтобы открыть и укрепить Авраама и Ицхака в себе!

Держи себя в руках

В этом же свете языка символов постараемся прочитать рассказ о борьбе Яакова и Эйсава и открыть для себя его внутренний смысл. Предлагаемые размышления не претендуют на полноту изложения, а являются лишь информацией для самостоятельного творчества читателя.
Борьба сыновей Ривки началась с самого момента их рождения.
“И настало время ей родить: и вот, близнецы в чреве ее. И вышел первый: красный, весь как плащ волосатый; и нарекли ему имя Эйсав. А потом вышел брат его, держась рукою за пяту Эйсава; и наречено ему имя Яаков”.
Эйсав – это символ тела, а Яаков – символ души.
Эйсав – дословно переводится как сделанный, законченный. Тора описывает Эйсава, используя внешние характеристики тела: красный и волосатый.
Яаков же — следующий по пятам, то есть стремящийся. Магараль из Праги объясняет, что имя Яакова указывает на пяту, потому что это самая низкая точка тела: каких бы высот ни достигал Яаков, он всегда ощущает, что он внизу и может подняться еще выше.
Пройдут годы, и Ицхак захочет дать благословение сыну, но не будет знать, кто же стоит пред ним. Тогда он произнесет слова, которые станут символами его сыновей. И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос, голос Яакова; а руки, руки Эйсава.
Руки Эйсава – это символ материального мира. Голос Яакова – это символ мира духовного, исходящего изнутри. Конфликт между Эйсавом и Яаковом – не только вселенский конфликт цивилизаций, но и борьба сил тела и души внутри нас самих.
Так в чем же заключается символ того, что Яаков держит Эйсава?
Эйсав – это тело человека, которое первым приходит в этот мир. Лишь затем постепенно в человеке просыпается разум, укрепляется его душа. К тринадцати годам (когда отмечается бар-мицва), начинается борьба, которая может занять семь (двадцать лет возраст духовной зрелости) или более лет. В конце концов, Яаков держит Эйсава: душа берет тело в руки, подчиняя тело разуму.

Художник Алекс ЛЕВИН

 Субботние свечи

Пятница, 13 декабря, 4:11

Окончание субботы 14 декабря в 5:15

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *