В защиту Израиля

Илья на Рош Хашана во дворце Саддама Хусейна.

 В преддверии Хануки мы встретились с главой еврейского молодежного клуба “Гилель” Барух-колледжа профессором Ильей Братманом, который также преподает там английскую литературу. 

С Ильей мы встретились в замечательном месте – старинной синагоге Адерет-Эл на 29-й улице в Манхэттене. Она работает с 1857 года; почти 200 лет люди собираются здесь на шаббат. И уже несколько лет эта синагога стала домом для  молодежной программы RAJE. Студенты колледжа и уже работающие молодые люди приходят сюда для того, чтобы узнать больше о своем еврействе. Илья Братман, помимо своей работы в Барух-колледже, педагог, который их вдохновляет.

Что означает сегодня быть еврейским студентом Барух-колледжа или других кампусов Нью-Йорка? 

–  Еврейские студенты чувствуют себя очень уставшими: мы в этой войне в кампусах находимся уже больше года. Антиизраильские настроения существовали здесь и до 7 октября 2023 года, но, конечно, последний год стал намного хуже. 

Как чувствуют себя студенты? Постоянное чувство, что кто-то за ними следит, неприятно находиться в кампусе, в классе. Профессора в этих классах преподносят информацию таким образом, чтобы, как мы говорим, индоктринировать, «распропагандировать» студентов, заставить их думать, что Израиль – это страна апартеида, страна геноцида, которая творит ужасные вещи. Почему это ужасно для студента? Если я студент, молодой человек 18-20 лет, нахожусь в университете, я просто хочу учиться, не хочу скрывать свое еврейство, я хочу наслаждаться жизнью студента в колледже в Манхэттене. Но это невозможно.

Я вам расскажу историю, которая произошла недавно со студентами у нас в кампусе. Два студента были в команде от колледжа по плаванию. После 7 октября их тренер подошел к ним и сказал, что они должны снять “Маген давид”. Он отобрал “Маген давид” у этих еврейских студентов и сказал, что тут им нельзя быть “открытым евреем”. Вся команда настолько поддерживала ХАМАС, что пловцам пришлось уйти из команды, хотя они были лучшими пловцами в команде – двое русскоговорящих еврейских ребят. Каково им было? Это была их команда, они там три года тренировались, вся их жизнь была в этом плавании.  

Именно сегодня нельзя бояться быть евреем, а нужно больше демонстрировать свое еврейство. Я хожу везде с “Маген давидом”, с подвеской, на которой написано: «Мы приведем их домой» – наших заложников. У меня сумка, на которой большой израильский флаг. Моя куртка тоже с израильским флагом. 

Как-то пару недель назад на улице, когда я ставил свой велосипед, кто-то меня толкнул сзади. Падая, я оглянулся: толкнувший меня убегал с криком: «F…  Израиль”. Это негодяй и трус. Он толкнул, крикнул и убежал.

У меня на левой руке — большой флаг Израиля. Я говорил в кампусе с одним студентом, его зовут Мухаммед. Хороший парень из Египта. Мы уже год с ним постоянно обсуждаем то, что происходит в Израиле. Мимо проходил другой арабский студент и сильно толкнул меня в плечо, увидев израильский флаг на руке. 

Я не могу в наушниках ходить, я должен постоянно все слышать, быть настороже. Это неприятно, конечно. Мне неприятно, хотя я человек боевой, могу любого положить, не боюсь никого. А каково студентам?

Жизнь евреев в кампусах не дает им возможности расти, быть открыто евреем. Мы интересовались у студентов, сколько из них скрывают свое еврейство: прячут свой “Маген давид”, снимают кипу и надевает шапку, не признаются, что из Израиля? Почти 90% сказали, что они именно так поступают. На вопрос, кто из них столкнулся с проявлением антисемитизма в этом году, все студенты подняли руки. 

Студенты, столкнувшиеся с проявлением антисемитизма, поставили в известность администрацию кампусов, но ничто не изменилось. 

8 лет ты служил в американской армии, был в Ираке и знаешь, что значит быть американским солдатом. Сегодня ты должен быть руководителем еврейской студенческой организации. Что это значит для тебя?

– Я всегда вспоминаю историю, произошедшую со мной во время службы в Ираке. Она мне напоминает время, в котором мы живем, и что такое быть евреем. Я служил в Ираке в 2003 году, в начале Иракской войны. Мы охраняли объект в Багдаде. Раздалась сирена: сейчас нас будут бомбить. Мы побежали в окоп, в котором прятались во время обстрелов. Мы туда прыгнули, и в тот же момент прилетел снаряд и взорвался точно там, где мы только что стояли. Осколки полетели в нас. Окоп спас нам жизни. Самое трудное было — на следующий день стоять на том же месте, служить и ничего не бояться.

Наши студенты сегодня – это солдаты еврейского народа в американских кампусах, им тоже нужно вставать каждое утро, надевать “униформу – “Маген давид”, кипу, – приходить в колледж и говорить: «Я сегодня остаюсь евреем». Будучи солдатами в Ираке, мы каждый день  говорили, что будем работать, будем служить и оставаться солдатами.

Сегодня нам, евреям, нужно иметь стойкость и выдержку. Мы не будем прятать и скрывать свое еврейство. “Маген давид” – это для нас не только “кто мы”, это – “как мы”, “зачем мы”. Это наша миссия.

Кстати, менора – это миссия, символ нашего народа, лицо света. 

Социальные сети – это место, где люди делятся своим мнением. Мы сегодня видим, что социальные сети стали местом атаки евреев.

– Меня уже целый год атакуют антисемиты, антисионисты. Очень много писали страшных вещей обо мне:  что я – человек, который помогает геноциду. У них есть списки людей, которые активно поддерживают Израиль и, по их мнению, геноцид. Я в этих списках, и моя фотография везде, на меня арабские студенты косо смотрят во всех кампусах. Я этого не боюсь. Но в последнее время меня атакуют и евреи. И вот это страшно. Страшно потому, что это так глупо! Если мы сами против друг друга, тогда кто побеждает? Они. Такое же было в концлагерях в годы Холокоста. Если еврей в лагере был капо (в 1940-е годы привилегированный заключённый, сотрудничавший с нацистской администрацией в концлагерях), он мог унизить еврея, чтобы заслужить авторитет у нацистов. Но, в конце концов, капо попадал в крематорий в том же концлагере. Этого люди не понимают.

Мы должны сказать: «Господи, у нас есть шанс вместе победить».

Илья, но ведь на самом деле в этом нет ничего нового: даже во времена Маккавеев война была не только между евреями и греками, а в первую очередь, среди еврейского народа, когда ассимилированные евреи стремились доказать свою лояльность греческой империи, греческой культуре. Сегодня это можно назвать self-hating Jews, и, к сожалению, это есть. Но мы можем смотреть на них как на жертв дезинформации: они оторваны от еврейских корней, не получили еврейского образования. Поэтому твоя педагогическая, просветительская миссия так важна. Мы должны учить, учить и учить своих детей, своих учеников, свою общину, рассказывать им, что значит быть евреем.

– И Ханука это доказывает. Ханука – не только храбрость, которую проявляет еврейский народ уже больше 2000 лет. Это еще понимание нашей миссии, что мы — это свет против тьмы. И мы это делаем столетиями, тысячелетиями. Но как нам бороться с ненавистью? Как мы можем помочь еврейским юношам и девушкам, чтобы они чувствовали себя адекватно, чтобы могли гордиться своим еврейством? Как мы это сделаем? 

На Хануку мы зажигаем каждый день по одной свече и, в конце концов, их становится восемь. Но я говорю своим ученикам, что в каком-то смысле мы должны продолжать – каждый день зажигать по одной свече, чтобы исполнять свою миссию: быть действительно источником света и мудрости. Праздник Ханука на иврите также значит “образование”. Для того чтобы учить кого-то, мы должны учиться сами; чтобы поднять других, нужно начинать с себя. 

Ты ведь из московской семьи. Приехал в США без всякого еврейского образования. Так с чего начинать?

– Когда я приехал сюда, мне было 15 лет, я не знал даже слов “шаббат” и “шолом”. Я пришел к еврейству с годами, и я очень рад, что в 2007 году вы, рав Кацин, рав Токарский и другие в Бруклине “привели” меня к Б-гу.

Это было уже после Ирака. Мне кажется, что твое “пробуждение” началось в Рош-Хашана во дворце Саддама Хусейна. Парадокс… 

– Да, конечно. И это все, конечно, соединено. Каждый человек находится на этом пути: мы в поиске того, кто мы, в чем наша миссия. Каждый из нас должен себе сказать, что мы евреи и гордимся этим. Мы должны учиться, помогать, служить, бороться, быть вместе. 

Скоро Ханука. В каждом из нас есть маленькая искорка света, что-то хорошее, светлое, духовное, и это нужно зажечь.

Самое главное время – это сейчас. Не переживать о том, что было, не беспокоиться о том, что будет, а делать это сейчас и здесь.

– Свеча, если зажигает другую свечу, не теряет своей силы, а наоборот, только увеличивает свет. Свет второй свечи, третьей, десятой, пятнадцатой, двадцатитысячной озарит всю тень. Тогда мы сможем победить ненависть среди наших братьев-евреев, антисемитов, “Хизбаллу” и Иран…

– У меня появилась удивительная мысль. Ханука – это и праздник оливкового масла. А как производится оливковое масло? Оливки кладут в бочку, а потом на них давят, их выжимают, прессуют…

– Наш народ, как оливки: нас нужно “выжимать”, чтобы “вытекала” сама суть.

– Когда я думаю о еврейской истории, о том, что в результате Холокоста возникло Государство Израиль, мне кажется, что этот последний год страданий, заложников, войны, тьмы обернется колоссальным светом, если только мы не расслабимся, а будем исполнять свою миссию. Большие трудности, испытания, боль могут привести к большим нашим достижениям.

– Творец говорит: вы приложите усилия, а Я вам помогу. Когда Б-г сказал Моше Рабейну, что он должен построить мишкан, предыдущий Храм, начиная с крыши, а не со стен, тот не понял, как это сделать. И получил ответ: ты приложи свое усилие, а Я сделаю чудо. Нам нужно не только верить, но и делать. Нам нужно каждый день делать усилие, зажигать свечи в себе и вокруг, освещать мир, и не только еврейский.

– Я хочу предложить переосмыслить саму природу антисемитизма. Нас ненавидели всегда, все и всюду. И сегодня мы видим это на улицах Нью-Йорка, ты видишь в кампусах. Но есть во всем этом  положительный момент: они не безразличны к нам и Израилю. Их это волнует. А ведь в Торе сказано: «Не ненавидь брата своего в сердце своем», а потом «Возлюби ближнего, как самого себя». Если свет дойдет до них, они начнут понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что такое жертва террора, а кто – настоящий террорист.  

– Мы будем за это бороться.

– Впрочем, мы должны сначала научиться любить друг друга и любить человечество. Поэтому светом нужно сначала осветить свою душу, свою семью, свою общину, свой народ, а потом коллективно зажечь одну большую менору и осветить весь мир. 

Беседовал Лев Кацин

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “В защиту Израиля

  1. Байка о создании Израиля как некой «компенсации» за Холокост придумана антисемитами для представления Израиля «искусственным образования».

    На самом деле создание Израиля стало результатом естесственного стремления евреев к обладанию собственным государством и победе в Войне за независимость, в которой и СБ ООН, и ВБ способствовали арабским агрессорам.

    Запрет Черчилля на переселение миллионов европейских евреев в Подмандатную Палестину, который обрек их на Холокост, очевидно, не усилил, а, напротив, ослабил Ишув, которому в остутствие миллионов евреев было значительно сложнее отстаивать свою независимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *