Образ

Фото: reshenie.vcc.ru

«Вначале сотворил Б-г небо и землю». С этих слов начинается Книга Книг Тора, оказавшая огромное влияние на историю человечества. Еврейский народ принес всему миру знание о едином Б-ге, Творце, создавшем из ничего окружающий мир. Это знание, заимствованное другими религиями, совершило подлинную интеллектуальную революцию в мире, изменив ход исторических событий и судьбу человечества. 

 Трудно себе даже представить, как выглядел бы мир, если бы его так и населяли жестокие варвары-язычники, ничего не знавшие о милосердном Творце, требующем от своих творений справедливых и добрых дел. Джон Адамс, второй президент США, защищая евреев от нападок антисемитов, писал в 1806 году: “Я утверждаю, что евреи сделали больше для человеческой цивилизации, чем любая другая нация на земле. Даже если бы я был атеистом, то всё равно бы верил, что именно евреи были избраны для хранения и передачи всему человечеству идеи о высшем разуме, могучем и мудром, правящем Вселенной, что является великой основой всей морали и, как следствие, всей цивилизации…Они (евреи) самая прекрасная нация, когда-либо населявшая эту Землю. Римляне с их империей являлись не более чем мыльным пузырем по сравнению с евреями. Они дали религию трем четвертям человечества и повлияли на события истории, больше и лучше, чем любая другая нация, древняя или современная”.
Тора не случайно называется Книгой Книг. Она всегда была и остается самой читаемой книгой на Земле. Удивительная притягательная сила Торы состоит вовсе не в остроте сюжета или в сенсационной новизне её текста. Нет. Просто внимательно читающий  или, точнее, изучающий её человек начинает узнавать и лучше понимать самого себя. Ибо в фокусе внимания Торы находится человек с его горестями и радостями, взлётами и падениями, мечтами и разочарованиями. Мы знакомимся с человеком, со всеми его человеческими слабостями, наделенным, тем не менее, возвышенным благородством духа, человеком, охваченным страхом и одновременно не теряющим надежды, человеком умеющим ненавидеть и любить. Перед нами человек, стремящийся осмыслить окружающий его мир и найти в этом мире свое место. И за последние три с половиной тысячелетия человечеству действительно удалось добиться многого в понимании материальной природы окружающего мира. Но как все еще безгранично далек человек от понимания самого себя! Написано в Торе: «…и сказал Всевышний: «Сотворим человека по образам и подобиям своим». Устная Тора — Талмуд — рассказывает, что Моисей, испытывающий пророческое откровение и записывающий Книгу Книг в Синайской пустыне, отказывался писать эти слова, воскликнув: «Ведь люди могут прочитать эти строки и ошибиться!» Утверждение Моисея можно понять. Еврейство должно нести миру идею монотеизма об одном и едином Творце, являющемся причиной великой гармонии мира, идею абсолюта, противостоящую представлениям язычников. Евреям предстоит провозглашать всему миру: ”Шма Исраэль! Слушай Израиль, Б-г Владыка наш, Б-г — один! Но сказано в Торе: «Сотворим человека по образам и подобиям своим». Почему же Тора употребляет множественное число по отношению к единому Творцу? «Ведь люди могут прочитать эти строки и ошибиться!», — восклицал Моисей.  И ответил ему Всевышний: «Пиши! Тот, кто может ошибиться, уже ошибся». Устная Тора учит нас, что он уже ошибся, ибо не знает самого главного ни о Б-ге, ни о самом себе. Написано в Торе: “И создал Всевышний человека из праха земного и вдохнул в него душу жизни, и стал человек живой душой». Именно так, вдохнул, а не «наполнил жизнью» или «дал жизнь». А книга “Зохар” — “Сияния” объясняет, что можно вдохнуть, лишь выдыхая из себя! Тем самым подчеркивается, что Всевышний вдохнул в человека частицу самого себя, и лишь потому стал он живой душой. Само явление феномена жизни, тем более интеллекта человека, было и остается загадкой природы. Однако и дарование жизни человеку, о котором сказано в Торе: «Сотворим человека по образам и подобиям своим», вызывает у нас справедливое недоумение. Разве у Б-га может быть форма? Как же человек может уподобиться единому Творцу, не обладающему формой, стоящему вне всяких рамок материального мира, времени и пространства?
Мы читаем в Торе о том, что после греха золотого тельца Моисей просил Всевышнего открыться. Всевышний ответил ему: «Не увидит меня человек и продолжит жить». Однако именно тогда услышал Моисей следующие слова: «Всевышний! Всевышний! Б-г милосердный и прощающий, долготерпеливый и добрый, помнящий добро…» Это и есть образы Б-га, проявляющегося в мире в своих атрибутах милосердия, служащих человеку моральным эталоном добра! И именно это еврейское представление о Б-ге морали, искренней и бескорыстной любви, противостояло жестокому миру язычников, обожествлявших материальные силы, которые они стремились подчинить своему контролю.
Да, невозможно увидеть Б-га, но можно уподобиться ему, стремясь к добру. Для нас Всевышний проявляется лишь в своем многогранном милосердии. В каждом из нас скрыта частица Божественного — искра, называемая душой — образ и подобие Б-га в человеке. И тот, кто не понимает этого, уже ошибся, как говорит нам устная Тора, ибо не понимает саму суть знания о человеческой душе.
Человек сотворен из праха, и потому он полон материальных стремлений, эгоизма и жестокости. Однако Всевышний вдохнул в него душу — образ и подобие Б-га, и потому человек может проявить себя милосердным альтруистом. Прах в человеке хочет взять, душа же стремится дать. Материя и Дух столкнулись в непримиримом конфликте. Теперь человек обладает свободой выбора и, обладая образом и подобием Творца, сам выбирает между добром и злом, творя самого себя, свой характер и свою судьбу…
Однажды к мудрецу Гилелю пришел нееврей, обратившийся к нему с необычной просьбой: “Объясни мне всю Тору, стоя на одной ноге!” Гилель ответил: “Не делай другому того, что ненавистно тебе! Это суть Торы, а всё остальное — объяснение этого. Иди и учи их!” Гилель перефразировал заповедь “Возлюби ближнего, как самого себя!”, о которой рабби Акива сказал, что это и есть главное правило, главный принцип всей Торы и всех её законов. И как бы ни казалась эта мысль простой и очевидной, как бы ни соглашались мы с тем, что человеческие качества личности действительно первостепенны, что стремление к добру является образом Б-га, сутью Торы и стержнем человеческой души, все же ежедневные испытания этого мира столь велики, а выбор между добром и злом столь ответственен, что следует помнить не только об одном общем принципе, но и о словах Гилеля обо всех заповедях Торы: “Иди и учи их!”

Субботние свечи

Пятница, 22 ноября, 4:14

Окончание субботы 23 ноября в 5:17

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *