Марк Пенн. Фото: campaignlive.com
В прошлый четверг редактор отдела комментариев «Уолл-стрит джорнэл» Пол Жиго взял длиное интервью у Марка Пенна, который в 1996 году проводил опросы общественного мнения для кандидата Демпартии в президенты Билла Клинтона и сейчас руководит опросом Harvard Harris/CAPS.
Хотя Пенн всегда был демократом, в ходе нынешней кампании он звучит скорее как республиканец. Его опрос показывал в первой половине октябя, что демократка Камала Харрис немного опережает Дональда Трампа среди американцев в целом, но немного отстает от него во всех семи штатах, в которых решится судьба президентских выборов. Победить может любой из них, но чаша весов в последние дни явно склоняется в сторону республиканца. Об этом, в частности, свидетельствует то, что лагерь Камалы Харрис, а сейчас и она сама, начали вовсю играть фашистской картой, и их главным доводом сделалась предполагаемая симпатия Трампа к Гитлеру и его генералитету, который республиканец якобы ставил в пример американскому. Стоит открыть с утра сайт агрегатора «Драдж репорт», как на вас высыпается пригорошня обвинений Трампа в фашизме, который часто называют эвфемизмом — «слово на букву Ф».
По словам опросчика Пенна, отчасти перепроизводство этих обвинений объясняется дефицитом у Харрис других аргументов против Трампа. Демократическому агитпропу удалось втюхать избирателям выдумку, что Трамп собирается запретить аборты на федеральном уровне. На самом деле, аборты волнуют его в последнюю очередь, и он постоянно заявляет, что проталкивать такой запрет не собирается, но этот поклеп уже намертво засел в мозгу миллионов американцев, и выковырять его оттуда не получится.
Дописав этот абзац, я включил ящик и, по счастливому совпадению, наткнулся на иллюстрацию к нему: по Си-эн-эн и его сестричке Эм-эс-эн-би-си транслировали проходивший в Хьюстоне «Митинг Камалы Харрис и Беонсе за репродуктивную свободу».
Беонсе — это знаменитая чернокожая певица, а «репродуктивная» происходит не от «репродукции» в смысле «копии», а в смысле «воспроизведение потомства людей и животных». В США есть огромная коалиция под названием «Репродуктивная свобода для всех», которая борется против ограничений на аборты. Последние прямо противоположны размножению, поскольку умертвляют детей.
Выступая на митинге, Беонсе заявила, что пришла туда не как певица и не как политическая активистка, «а как мать». Она явно не отдавала себе отчета в том, что эта ее ипостась прямо противоречила миссии митинга борцов против ограничений на борьбу с воспроизведением потомства. Но в остальном митинг был образцовый, то есть духоподъемный, радостный и оптимистический. Тут Си-эн-эн из подлости переключилось на митинг Трампа в Мичигане. Трамп выглядел злобным, обзывал соперницу «тупой» и направо-налево раздавал обещания, выполнить которые в таком количестве не сможет никто. Как сказал в интервью Пенн, опросы неопределившихся избирателей показали ему, что Харрис во многом импонирует им лично, но одновременно им нравится курс Трампа, хотя по-человечески республиканец многим несимпатичен. По идее, курс должен пересилить.
Помимо абортов, американцев волнуют инфляция, наплыв миллионов нелегалов и преступность, уровень которой, как недавно выяснилось, безбожно занижало ФБР. Тут Харрис никаких веских доводов упрекам республиканцев противопоставить не могла, и избиратели помнят, что все эти проблемы усугубились при ее вице-президентстве. А она не в состоянии конкретно сказать им, что она будет делать по-другому, чем за последние три с половиной года. Отсюда попутный ветер у Трампа.
Советники уговаривают Харрис кинуть кость огромной массе умеренных избирателей и публично отказаться от пары идей, которые сделали ее самой левацкой вице-президенткой в американской истории. По словам Пенна, этого не произойдет, потому что «она с левыми. А левые на сто процентов поддерживают ее коалицию». У Харрис был выбор: пригласить к себе в напарники губернатора Пенсильвании Джоша Шапиро, центриста и еврея, или губернатора Миннесоты Тима Уолза, прозвище Тим Тампон, потому что при нем в школьных мужских туалетах начали выставлять менструальные тампоны. Она выбрала Уолза. Отныне стратегия ее лагеря будет основана на том, говорит Пенн, чтобы «сделать Дональда Трампа полностью радиоактивным…».
Кураторы Харрис хотят, чтобы, идя на выборы, колеблющиеся избиратели «забыли о том, кто такая Камала Харрис, забыли о левых, забыли обо всей этой фигне, они хотят, чтобы вы сосредоточились лишь на одном: «Ты просто не можешь проголосовать за Дональда Трампа!» Пенн объяснил также, почему республиканцы поступили правильно, начав на этот раз призывать своих поклонников голосовать по почте. Их паства — люди консервативные и привыкли голосовать по старинке в день выборов, а Трамп долго именно к этому их толкал. По словам Пенна, традиционное голосование в один день имеет тот недостаток, что не все избиратели смогут явиться в этот день к избирательной урне. Может, они искренне собирались, но у них вдруг заболел ребенок или в последний момент сломалась машина. В том случае, когда соперники идут нога в ногу, как сейчас, такие непредусмотренные неявки могут изменить результат. Поэтому голосование по почте надежнее.