Эстер Ева Левит
Сокрытие добра
Минувший год принес евреям много боли: 7 октября, погибшие, заложники, переселенцы, обстрелы, война… Но наша собеседница считает его хорошим. Объяснить свою позицию мы попросили Эстер Еву Левит – замечательного лектора по иудаизму и ведущую израильского телевидения.
На телевидении Эстер поначалу выступала экспертом в рамках еженедельной программы «Еврейская традиция», потом вела свою авторскую программу «Истории Эстер», рассказывая об иудаизме, о взгляде Торы, в том числе и на современную еврейскую традицию. Бывая в США, она проводила замечательные семинары, так что во многом русскоязычная аудитория в Америке видела в ней и лицо Израиля, и лицо иудаизма. Тем большую реакцию вызвал ее пост в соцсетях, в котором она писала, что прошлый год был хорошим.
И в своем мнении Эстер не одинока.
Совершенно случайно я увидел на ютубе интервью израильского доктора философии Рои Йосифовича с доктором, тоже профессором, Даном Шифтаном. Оно начинается со слов: «Если бы кто-то сказал, что 7 октября ХАМАС, напав на Израиль, сделал Израилю одолжение, то такого человека, наверное, посчитали бы сумасшедшим», – говорит доктор философии.
И Дан Шифтан отвечает: «Да, совершенно верно. Напав на Израиль 7 октября 2023 года, не скоординировав это с «Хизбаллой», с Ираном, с хуситами, а просто так, импульсивно напав на Израиль, ХАМАС предупредил Израиль об опасности и спас его от возможного уничтожения. Произойди скоординированная атака ХАМАСа с «Хизбаллой» на севере, с ракетным обстрелом из Ирана, неизвестно, какова вообще была бы судьба еврейского государства».
«Можешь ли ты, таким образом, сказать, – спрашивает Шифтана философ Йосифович, – и то, что арабы отказались принимать раздел Палестины в 1947 году, и вместо того чтобы сосуществовать с Израилем, напали на него, и то, что Арафат отказался от предложения Израиля о мирном сосуществовании, которое сделал ему Эхуд Барак, а вместо этого, устроил интифаду – все это, на самом деле, спасает нас, израильтян, от самих себя?»
— Услышав это, я понял, что обязан попросить Эстер Еву Левит рассказать о своем посте.
– Мой пост вызвал очень много негативных реакций, в отличие от ваших позитивных. В нем я утверждала, что год прошедший был хорошим, но хорошим именно в формате сокрытия добра. От Всевышнего не спускается ничего, кроме добра. И все, что он делает нам, – это абсолютное добро. Но иногда это маскируется в виде, не дай Б-г, испытаний, боли и страданий, даже невыносимых страданий. И я написала, что я желаю, чтобы следующий год был годом раскрытого добра, чтобы нам не нужно было разгадывать загадки, почему Его милость проявилась именно в такой тяжелой форме, что все равно хорошо.
Конечно, очень многие не поняли этот пост, но, на самом деле, я не стремилась к пониманию масс; я хотела высказать свою позицию и послать надежду тем, кто умеет понимать подобные обращения.
Дело в том, что все, что вы сказали сейчас, абсолютно правильно. С точки зрения даже военного стратега и тактика, аналитика, – это, безусловно, так. Нам действительно ХАМАС сделал очень большое одолжение. Но я-то говорила о еще более глубоком уровне, потому что даже это одолжение ХАМАСа – уже есть чудо Всевышнего. Тем не менее те, которые попали под эту звериную расправу, они-то, казалось бы, могли бы высказать и претензию по этому поводу. «Да, хорошо, что нас убито не 50 тысяч, а полторы тысячи, потому что, в принципе, у наших врагов планы еще большие: они вообще хотят нас стереть с лица земли. Но, тем не менее, нам было больно, могут сказать родственники погибших. Как же так? И в этом смысле тоже надо понимать, что сам факт того, что потеря была, и была именно таковой, и в этом тоже скрывается милосердие Всевышнего.
Всевышний дарит нам только милосердие, и ничего, кроме него. Просто иногда это милосердие приходит в болезненной форме. Точно так же, как иногда, когда несмышленый ребенок падает со своего первого в жизни велосипеда и разбивает себе коленки, а обеспокоенный родитель начинает их обрабатывать йодом. Малыш кричит от боли: «Ты плохой, ты меня не любишь, зачем ты делаешь мне больно?». Эту простую метафору использовали мудрецы столетиями. Тем не менее она актуальна. Потому что Всевышний точно знает: у Него взвешены все наши заслуги, все наши проблемы, и он знает, как надо изменить и исправить это.
В трактате Талмуда «Завещания отцов» рассказывается, что «однажды Гилель увидел череп, плывущий по воде, и обратился к нему: «За то, что ты топил, тебя утопили, и тех, кто утопил тебя, в конце тоже утопят!»
Мистики Каббалы объясняют, что Гилель точно опознал, кем был этот человек при жизни и понял, как Всевышний «сводит счета», дебет с кредитом – до мельчайших подробностей, до мельчайших пикселей в общей картине бытия. Поэтому, безусловно, каждый, кто должен умереть мученической смертью, должен умереть. Это именно добро, а не зло, как ни тяжело это говорить.
Я сама теряла близких, я потеряла ребенка, я знаю, что это такое. И мне помогает жить, в том числе и мысль, что это было не просто так, что в этом был высший смысл, и что так правильно. Те святые мученики, – а они, безусловно, святые, потому что каждый, кто убит за то, что был евреем, сразу получает «статус» абсолютно недостижимой высоты. Святым называют человека, который погиб таким образом. Они как-то помогли нам избежать еще более страшной участи. И заодно разобрались с какими-то своими проблемами – в этой ли жизни, предыдущих ли жизнях, мы, увы, не знаем. Это для нас непостижимо.
Это постижимо лишь одному Творцу и Машиаху, который придет и нам расскажет. Это основа еврейской веры. Но также основа еврейской веры и в том, чтобы верить: Он делает только добро. Меня многие спросили: «А вы бы сказали об этом родителям погибших?». Я бы пришла и сказала именно это. И то же самое я говорила, утешая себя, после смерти моего мертворожденного ребенка. Или после смерти моей мамы, которую я похоронила несколько лет назад.
Когда вы приходите на шиву, где сидят скорбящие, то надо произносить одну фразу всегда: «Барух даян а-эмет» – «Благословен судья праведный». Этой фразой мы признаем: Всевышний сделал все правильно. Так было надо, и это к добру. Хотя это добро сокрыто от нашего разума. Всевышний видит big picture, большую картину. У Всевышнего есть свои планы, и это все – часть плана. И тем выше заслуга тех, кто погиб, кто отдал свою жизнь за то, чтобы остальные представители нашего народа продолжали жить. Мы продолжаем верить в приход Машиаха, который объяснит события нашей истории и утешит нас, раскрыв добро даже в тяжелых испытаниях и страданиях прошлого.
– Интересно, что выражение «примите мои соболезнования» имеет совсем другой смысл. Но мы говорим, что человек не может утешить, лишь Всевышнему это доступно. Почему? Потому что Всевышний своими словами пророка говорит «Я, лишь я, утешу вас». Потому что, когда придет время раскрытия, ытогда ретроспективно мы посмотрим на нашу историю, историю судьбы и страданий каждого из нас. И тогда вдруг мы осознаем: в том, что казалось нам болью, трагедией, на самом деле были сокрыты благословения. Сейчас мы должны в это верить. Но мы знаем, что придет время, и это раскроется.
– На самом деле есть прекрасное хасидское объяснение этому.
Почему Тора начинается с буквы бет, Берешит, но дарование Торы начинается с буквы алеф, Анухи, Я? Объясняется, что алеф намекает на то, что является милосердием абсолютным. Без ограничений. Но, увы, сейчас мир не способен это понять. Он не способен увидеть этот великий свет Творца и сказать: да, это свет, да, это добро. Поэтому Всевышний, понимая, что творения ограничены, мир творит так, чтобы он начался с буквы бет. Это уже следующее после алефа. Бет намекает на те аспекты, которые помогают поверить, что есть смысл у всего, но не способствует тому, чтобы его увидеть. Поэтому в будущем придет Всевышний и утешит нас. Будущее называется «геула», а настоящее время называется «гула». Галут изгнания, геула освобождения. В чем разница? В одной лишь букве алеф. В слове «гула» появляется буква алеф, это геула, и одно из объяснений, что Всевышний придет и прольет свет на все вопросы, которые у нас были, и мы увидим, что абсолютно все было добром и милосердием. Но вот опять же ждем, надеюсь, что ждать недолго, как сказано опять же в Талмуде, а тогда придет Машиах.
Эстер Ева Левит
— Мы общались с Эстер Евой в преддверии Дня прощения и искупления – Йом Кипур. Рош-Хашана – это первый день года, и это наши мечты и стремления, это взгляд в будущее. А Йом Кипур, как ни странно, это машина времени. Переосмысление прошлого – это раскаяние, на основе которого строится будущее. На Израиль летели ракеты, продолжалась война, а я не мог не попросить свою собеседницу высказать пожелания нашим читателям.
– Я могу только поделиться советом, который дал один из наших величайших мудрецов, Рабейну Бахья, в своей книге «Врата упования»: единственный способ достичь истинного душевного спокойствия, ясности мышления, ясности взгляда вперед, на перспективу, который поможет нам реализовать наши предназначения в жизни – это сказать Б-гу: «Я полностью Тебе доверяю, Тебе, и только Тебе». Если я полностью доверяю Б-гу, у меня нет страхов, у меня нет отчаяния, у меня нет депрессии, у меня нет сомнений, но у меня есть силы жить дальше и помогать жить другим. Этого всего я вам желаю. Ну и, конечно, чтобы год был прекрасным, и не было бы никакого повода пытаться истолковывать проблемы «в хорошую сторону», чтобы проблем не было изначально.
Беседовал Лев КАЦИН