Дональд Трамп и Боб Вудворд. Фото: newsweek.com
15 октября вышла 23-я по счету книга знаменитого журналиста Боба Вудворда под названием «Война». Элитные СМИ, естественно, заручились ее сигнальным экземпляром еще на минувшей неделе и разочарованы не были: они ожидали новой смачной подлянки ненавистному Трампу и дождались.
Содержавшиеся в книге разоблачения живо напомнили моим прогрессивным коллегам героические дни Рашагейта, когда легче дышалось, а будущее, казалось, несло им скорую победу над Оранжевым.
Популярный агрегатор «Драдж репорт», когда-то консервативный, но давно воспылавший ненавистью к Трампу, 8 числа объявил о новой книге аршинными заголовками: «Блокбастер Вудворда! Близкие отношения Трампа с Путиным!!! Много телефонных звонков за последние годы !!!». Пока этот мыльный пузырь не лопнул, десятки периодических изданий вышли с шапками типа «У Трампа было до семи телефонных разговоров с Путиным с тех пор как он покинул свой пост», «Самые шокирующие откровения из новой книги Вудворда», «Книга возрождает вопросы о связях Трампа с Путиным», «Новая книга раскрывает трамповские разговоры с Путиным и русские ядерные угрозы», и т.д. и т.п.
По нынешней моде, практически все публикации либеральных СМИ были односторонними, но самой тенденциозной оказалась статья главного трампоеда «Нью-Йорк таймс» Питера Бейкера, озаглавленная «В книге говорится, что после потери власти Трамп тайно поддерживал связь с Путиным». Оценочная формулировка «тайно» попадалась мне в СМИ постоянно, хотя если кто-то о чем-то публично не объявляет, он не обязательно делает что-то «тайно». И в любом случае Вудворд узнал об этих звонках лишь из одного источника, притом анонимного, что резко снижает его достоверность. Во-вторых, ни близкий трамповский советник Джейсон Миллер, ни директор американской разведки Аврил Хейнс, ни пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер, ни ее кремлевский коллега Дмитрий Песков факта этих разговоров не подтвердили. Если вы не доверяете никому из этой четверки, то верить непоименованному собеседнику Вудворда было бы тем более нелогично. В-третьих, даже если бы звонки были, что с этого? Люди, которые знакомы и знают, по какому номеру нужно друг другу звонить, иногда созваниваются. Big deal.
Второй компромат, который раскопал на Трампа Вудворд, сваливший когда-то Ричарда Никсона, касается дефицитных тестовых приборов, якобы посланных Трампом (тоже «тайно») Путину в начале пандемии ковида. Ну и что? Правители регулярно обмениваются подарками. Поставку Путину тестеров марки Abbot Point of Care никто не отрицает. Как заявил Песков 10 октября «Аргументам и фактам», «страны обменивались технологиями для лечения ковида… Когда началась пандемия, была сложная ситуация у всех стран. Миллионы людей заболевали ковидом. Тестовые системы работали плохо, у них была низкая эффективность. У всех стран не хватало обрудования, все старались обмениваться партиями помощи. Тогда мы отправили в Америку партию аппаратов ИВЛ», — которые, как заметил на днях Андрей Илларионов, американские медики забраковали.
«Они нам прислали несколько образцов тестеров, — продолжал Песков. — Это тогда был штучный товар. И так делали многие страны. Что касается звонков, то когда Трамп перестал быть президентом, это не так, это неправда». Как отметил в том же своем подкасте Илларионов, говорить им было просто не о чем. Трамп больше президентом не был и интереса для Путина не представлял. Как пишет обозреватель «Уолл-стрит джорнэл» Холман Дженкинс, было бы лучше, если бы они с Трампом действительно перезванивались, а американские спецслужбы прослушивали бы их разговоры и анализировали бы при этом путинские суждения и мотивы. Но, увы, Путин с Трампом не перезванивались.
Пресса быстро доперла, что много каши из указанных разоблачений Вудворда не сваришь, и через день на эту тему замолкла, как будто набрала в рот пива «Миллер Лайт», которым бестрепетно лакомилась на днях в эфире Камала Харрис, пытаясь сманить на свою сторону американских мужчин. Но поначалу СМИ ухватились за эти псевдозвонки и анализы, как за манну небесную, и в первые сутки исписали сотни страниц. Демократический мудрец Леон Панетта, в прошлом министр обороны и директор ЦРУ, когда-то на голубом глазу уверявший публику, что ноутбук Хантера Байдена, забытый им по пьяни в ремонтной мастерской, подброшен русской разведкой, сейчас заявил подкастеру, что «Трамп стал источником информации для Путина и пособником в его манипуляциях».
Так совпало, что новую книгу только что опубликовал и герой Рашагейта Кристофер Стил, бывший резидент британской разведки в Москве и составитель высосанного из пальца «Досье Трампа», которое три года подряд было Библией любого уважающего себя трампофоба. Книгу Стила встретили с энтузиазмом, поскольку наши элиты сейчас объединены одной задачей — не допустить Трампа к власти.
Дошло до того, пишет Дженкинс, что калифорнийские власти запретили запускать космические ракеты «СпейсексХ» с авиабазы Вандерберг лишь потому, что их создатель Илон Маск поддерживает Трампа.
Вернусь к Питеру Бейкеру, которого я называю штатным трампоедом «Нью-Йорк таймс». Первая же фраза его статьи о книге Вудворда демонстрирует намерение автора еще раз лягнуть Трампа. Вот послушайте: «Как явствует из новой книги журналиста Боба Вудворда, после того как бывший президент Дональд Трамп лишился свого поста, он до семи раз тайно разговаривал с президентом России Владимиром Путиным и одновременно оказывал нажим на республиканцев, чтобы блокировать военную помощь Украине для борьбы с русскими захватчиками». Из первых же строк статьи Бейкера вылезают его ослиные уши: автор явно намекает на прямую связь между трамповскими разговорами с Путиным и саботажем военной помощи Киеву, которая и в самом деле несколько месяцев буксовала, но, в конце концов, все же была предоставлена. Притом автор выводит «тайный» перезвон Трампа с Путиным из слов анонимного информанта Вудворда, чьи слова пока никем не подтверждены и всеми опровергаются. Что до «тайной», по словам автора, отправки Путину ковидных тестеров, то Бейкер отмечает, что в тот момент они были «редкими», то есть дефицитными. Как я подозреваю, Бейкер отметил это с целью возмутить читателя тем, что Трамп де снабжал своего кремлевского дружка (если не сказать куратора) дефицитным оборудованием, которое патриотически настроенный президент США приберег бы для своих соотечественников.
Большинство рецензентов книги цитируют то место, где Путин якобы советует Трампу помалкивать о своих ковидных гостинцах, и объясняет, что критики «спустят всех собак на вас, а не на меня». Так и вышло, Путин как в воду глядел.
«Эти разоблачения, — пишет Бейкер в нашей главной газете, — вновь поднимают вопрос об отношениях Трампа с Путиным всего за несколько недель до выборов, которые определят, вернется ли бывший президент в Белый дом».
Статья обозревателя «Нью-Йорк таймс», распечатка которой едва уместилась на трех страницах, завершается следующим абзацем: «Было бы крайне необычно, если бы бывший президент вел частные разговоры с одним из главных противников Америки, таким, как Путин, без того, чтобы испросить на это добро от текущей администрации, особенно в тот момент, когда США и Россия находятся на разных полюсах войны в Европе». «Байден не разговаривал с Путиным после вторжения в Украину», — замечает после этого Бейкер, чтобы лишний раз пристыдить республиканца.
Перед нами три страницы рассуждений, построенных на неподтвержденной информации анонимного источника, то есть на соплях. И это в самой известной американской газете.
Главный помощник Трампа по связям с прессой Стивен Чанг отреагировал на книгу Вудворда в лишенной изящества манере, за которую полстраны обожают его работодателя, а полстраны воротят от него нос. Чанг, который внешне напоминает корейского бычару из к/ф «Голдфингер», носившего прозвище Odd Job (Разнорабочий), заявил прессе, что «ни одна из этих историй, выдуманных Бобом Вудвордом, не имеет отношения к реальности. Все это измышления поистине умалишенного и одержимого человека, страдающего тяжелым вариантом синдрома одержимости Трампом».
Чанг не тратил времени на опровержение книги Вудворда, а с места в карьер набросился на него самого, назвав журналиста «полной мразью» и охарактеризовав его как «заторможенного, сонного, некомпетентного и вообще скучного человека безо всякой индивидуальности».