Я вас перехитрил: небось подумали, что речь пойдёт об коммуникациях с арабами? Нет! Шехина, открытое проявление Создателя, однокоренное с «шахен» — сосед. Давайте обсудим условия милых отношений с тем соседом, от которого все иные соседства зависят.
Начнём с часто цитируемых пасуков: «Б-г обитает общине Б-жьей» и: «да не будет у тебя срамного… дабы Он не отвернулся от тебя… Б-г прогуливается в твоём стане». Добавим пасук из утренней молитвы: «…ибо старается Г-сподь сделать тебя (Израиль) Своим народом». Чтобы хоть что-то понять в этих странных и одновременно банальных словах, мы должны обсудить принципы управления Всевышним сотворённого Им мира.
Мудрецы выделяют две группы, по которым распределяется большинство событий: общее управление — через законы природы и общества и частное, специальное и индивидуальное, нередко именуемое Провидением. В аналогии с техникой я бы сказал: «автоматическое» и «ручное управление». Их связывают с разными Именами (проявлениями) Всевышнего: первое со «Всесильный», второе — с «Г-сподь» (возможны другие переводы). Общее провидение называют также «тева» (природа); числовое значение этого слова равно гематрии Всесильный («Элоким»=86). Чудеса относятся ко второму типу управления, как и «ашгаха пратит» — индивидуальное провидение.
Впрочем, персональный надзор — это вообще особенность отношения Творца к человеку, знак нашего особого в Его глазах достоинства; для еврея сие имеет дополнительные особенности, как минимум связанные с большим количеством заповедей.
Из приведённых фраз возникает ощущение, что Б-г не всесилен. Как Он может всего лишь «стараться» — что на свете посмеет Ему противостоять, неужто результат может быть не гарантирован?! И не стыдно ль Б-гу иметь дозволение заходить в стан только «при определённых условиях»?
Таки да, ощущение правильно: Всевышний умышленно спрятал, как бы ограничил свои всемогущество и всезнание, «вежливо подвинулся», давая место человеческому выбору и поступку. И — отчасти подчинил им результаты. Себя в компанию не навязывает. В итоге люди, чья душа: «долька Всевышнего с высот», зачастую не только не ощущают Его в себе, но даже не готовы помыслить очевидное: всё во вселенной рационально и гармонично и «товар свидетельствует об изготовителе». Вырвавшиеся на свободу особи сочиняют изощрённо-путаные теории, типа «самозарождения жизни», «вечной вселенной» и прочей ереси, выглядящей не безумной лишь от частого повторения с надутыми важностью щеками. Заявление Лапласа Наполеону: «Государь, я не нуждался в этой гипотезе» (существования Б-га и управления Им мира) — образец «надутых щёк» и горя от ума.
Поясняют мудрецы Талмуда: «везде, где ты обнаружишь скромность Создателя, ты найдёшь и Его величие». Не случайно Он сотворил такую ценность, как «дурное начало», сверхзадача которого — полностью сокрыть Б-га, и сказал об этом: «очень хорошо!».
Самодовольному Б-г не виден, а смиренному… В духовном близость — совпадение свойств; поэтому близко, «лицом к лицу» беседовал с Б-гом скромнейший из людей — Моше.
Высшая форма злого начала на социальном уровне — Амалек. Нацисты с наслаждением драпировали вход в газовые камеры занавесями из синагог с пасуками о величии Создателя. После Холокоста почти исчезли завесы с: «Это врата в царство небесное, праведники войдут в них…» — слишком памятны они выжившим. Хотя — подонки были правы, о том не догадываясь.
«Сосед» не настаивает, не нравится — ищите другую шайку. Он прячется не только от безбожников, в упор не желающих Его знать, но и от нечистоты, в первую очередь духовной. Абсолютно чистому Создателю неприятно рядом с противоположным. Да и физическая стерильность желательна: в местах нечистот и отвратительных запахов запрещено учить Тору, размышлять о возвышенном и неуместны многие заповеди.
На деле отдаление из-за всех видов грязи приводит к «сокрытию Лица», переходу на способ управления «природа» и «Трону суда». То есть — к точному подсчёту плюсов и минусов с сокращением экстра милосердия, к: «по заслугам». Оттого пасук «…прогуливается» завершают слова: «чтобы спасти тебя и дать тебе победу». Моя близость, Моя милость необходимы тебе!
Но почему всё-таки Б-г «ходит, прогуливается» — а не «обитает»? Военный стан — не место устойчивой общины, он быстро перемещается. Война — время тяжких испытаний, заложенные в человеческую природу инстинкты, в первую очередь самосохранения часто пересиливают философии и могут уподоблять человека животному. Поэтому Творец «прогуливается», ищет тех, кто способен выдержать и не просто остаться человеком, но стать выше, духовнее. Как при любом преодолённом испытании. Б-г «пробует сделать Израиль Своим народом» через проверку на прочность, нелёгкие тесты, через необходимость особенных усилий при прохождении опасных вызовов.
Со станом и чистотой отчасти разобрались, но вскрылась неприятная дилемма. Оказывается, Всевышний избрал нас таким образом, что мы, одолев препятствия, можем сделаться Его народом. Отсюда, в частности, вытекает необходимость непростой дороги Израиля в истории и современности: только так есть шанс стать «избранным народом» и «царством священников». «Кого Б-г любит — того испытывает» — это известно многим. Выходит, наша избранность не автоматическая, а — возможность, которую Творец мира дарит из любви к праотцам и к нам самим, живущим.
Нелицеприятные выводы практические. Если вы — личность и народ — прошли экзамены, на ваши плечи ложатся ответственные обязанности священника. Если же нет — Творец будет и дальше «пробовать сделать тебя Моим народом». Ибо: «вовек Я не изменю Моему обещанию…», «не изберу Себе иного народа вместо тебя». А значит, жди новых экзаменационных билетов с ещё более сложными вопросами.
Работёнка быть евреем — не для лентяев. Хотя оплачивается прилично — близостью к Создателю, соучастием в творении и исправлении мира. Напомните, будьте ласковы, от какого ещё народа 124 страны изволят-с требовать отдать собственную землю, отойти к «границам 1967 года», которых не существовало, запрещают править в своей столице и иных населённых пунктах, обязывают сочинить из себя новенькое государство — «палестинское» — кое тоже никогда не существовало (и не будет, Кнессет принял однозначную резолюцию)? При этом «протогосударство» официально поддерживает террор и прочие мало аппетитные занятия. Симпатично, что к «государству» никаких требований не предъявляется, хотя бы для видимости — ну там, мирный договор с Израилем или нечто вроде. Не к «палестинцам» же обращён тест, их оценки человечество не интересуют. Точнее, не так волнуют Творца, как — пройдёт ли новую проверку Его (потенциальный) народ?
Поскольку еврейское государство и, шире, еврейские общины во многих странах есть нынче «военный стан», то в местах, где не слишком мерзко (как на «параде гордости»), «прогуливается Создатель» и «пробует (испытаниями) сделать тебя Своим народом».
Когда же Он «присядет», станет не гостем-туристом, а Соседом? «Б-г обитает в общине Б-жьей». Там, где есть община, построенная по Его принципам, Его законам. Община — это не «каждый за себя», это единый организм со всеми поперечными и продольными связями, где внимательность к другому — естественная норма, где сочувствие, поддержка, соучастие в радостях, горестях и заботах соседа — кодекс поведения.
Эгоцентризм и склоки отменяют «общину». А попытки создать её на иных, чем желанные Творцу, принципах отменяют «Б-жью общину». И тогда Он максимум «с нами прогуливается»…
Кажется, я доходчиво рассказал, как «перетянуть Б-га на свою сторону», подружиться с Ним и этим решить наиболее насущные и травмирующие проблемы?
Кстати, высказался ли кто-либо из мусульман, что «взрывает электронику не Моссад, а Творец»? Если да, то честь ему и хвала. Вот этому вопросу — в том числе и о 7 октября — нам и должно учить себя и человечество.