На первый взгляд, клич Буратино идеально воплотил Исход из Египта. Судите сами: мы потеряли 80 % населения. Выходить согласился лишь каждый пятый, остальные объявили: «Мы победили, пусть египтяне сами уходят!» — и погибли во время казни тьмой. Практически все мужчины поколения Исхода умерли в пустыне. Мудрецы Талмуда спорят даже, есть ли у них доля в Будущем мире! А сказано, что это поколение самое мудрое за всю историю народа!
За нашей спиной осталась разорённая держава — прежде ведущая мировая империя. Когда мы получили Тору на Синае — сина ба ле олам (ненависть вошла в мир). У народов появился удачный повод для антисемитизма. Его великолепно сформулировал Билам: «Этот народ живёт отдельно и среди народов не значится». Вторит классику Аман, добиваясь указа об «окончательном решении еврейского вопроса»: «Законы их отличны от законов народов, и уставов царских они не соблюдают, и царю не стоит оставлять их в живых». Тут не праздновать, плакать надо, верно?
Вот мы и заплакали. И побуждаемые идущим с нами «передовым авангардом остального человечества» соорудили золотого тельца. Возгласив: «Вот боги твои, Израиль!» Глас отныне стоит в ушах. «Быть евреем дома и немцем на улице!» (помните, как немецкая улица к этому отнеслась?). Свобода. Равенство. Братство. Просвещение. Революция. Ассимиляция (пардон, космополитизм). Освоение Космоса. Наука. Демократия. Государство Израиль… Все такие изящные, на рогах веночки… Да я б за них и в бой, и в пляс!
Но в молитвах святых дней мы прибавляем: «В память об Исходе из Египта». Известно, что Будущая геула (освобождение) подобна египетскому Исходу. А сам Песах — праздник Свободы. В чём же дело?
Вот в чём. После Исхода мы отправились к двум центральным точкам истории: дарованию Торы и построению тельца. Между ними, как между полюсами, проходит вся духовная история человечества. И та свобода, которую мы приобрели и празднуем, это свобода выбора дорог. Ибо этот мир — не место, а путь. Не зал, а коридор. И мы поспешаем по дороге. Или топчемся на развилке.
В дни Песах мы ведь никуда не пришли! Выехали из СССР-Египта, топали по окраинам империи, перебрались через рассечённое Тростниковое море — тут Песах и кончается! Это — праздник движения. Праздник жизни. Ибо остановка в этом мире одна — смерть.
Песах — праздник детей. И расскажи сыну своему. Но если бы не вывел нас
Г-подь из Египта, и мы, и наши дети, и дети наших детей оставались бы рабами Фараона в Египте — безапелляционно утверждает Агада. Понять это сможем, вспомнив, из-за чего Моше стал «государственным преступником»: он убил египтянина, оглянувшись туда и туда. Раши поясняет: Моше пророчески увидел, что у этого человека не будет праведных потомков, и потому пусть платит за злодейство сполна! Наши предки, многие из которых погрязли в идолопоклонстве и моральном релятивизме Египта, не были бы достойны Спасения, если бы не их потомки, которые будут жить по Закону! Иначе говоря, Песах — это праздник ради детей и в заслугу детей, и наша обязанность — продолжить цепочку заслуг.
Мудрецы говорят: «В наказании за каждый грех есть доля наказания за грех золотого тельца». Иначе, если поступок с тельцом никак не связан, он — безгрешен! В Песах Исхода мы получили шанс на абсолютную чистоту. Этот (синайский) шанс называется — Тора! Возможность действовать в полном соответствии с Волей Абсолюта. Или — не действовать. Из Торы мы знаем, что выбор сей — главный дар человеку и самое страшное искушение. Мало уйти — надо узнать, куда и зачем? Вопрос сегодня ни на йоту не изменился.
Что же такое грех тельца? При переходе моря евреи видели Трон Славы. Из четырех существ под Троном у одного — лицо быка. А Телец — небесный знак, который мудрецы называют «первенцем зодиака», ведущим знаком. Это — символ естественного управления миром, о котором говорит Имя Элоким, гематрией 86 — как и гематрия тева, природа. Интересно, что русское «телец» пошло от «тела» — но на иврите это ягнёнок, бог египтян, которого мы принесли в первую пасхальную жертву! Язык «обмолвился», раскрывая суть: мы следом за Авраамом получили возможность подняться «над звёздами». Принести в жертву богов народов, живущих в мире, созданном 10-ю речениями главы «Берешит». Взяв за основу бытия 10 заповедей главы «Итро», которыми сотворён мир вечный. Жить тут и быть в определённой степени свободными от мира, используя его как средство служения Всеединому.
Мидраш повествует, что из земли Гошен мы чудом перенеслись в Суккот — меньше чем за 18 минут, чтобы там испечь мацу из ещё не заквасившегося теста. Испечь в огне Огненного столба. И столб по сей день ведет нас по пустыне народов. То испекая святую пищу, то согревая печи Аушвица. Это — огонь свободы! Именно таковы результаты нашего свободного выбора.
И, нарушая обычную форму, приведу своё давнее стихотворение.