Cвобода от и cвобода для

Недельная глава «Ахарей мот» — «После смерти» основную часть которой составляет описание работы Коэн Гадоля в Йом Кипур, как обычно выпадает на самое «неудачное время». Весна, подготовка к Песах, зачем говорить о «после смерти», да и при чем тут Йом Кипур? Как это обычно бывает, все становится на свои места, если взглянуть на вещи поширше.

Песах — это время свободы, но свобода, как известно, бывает разная: бывает «свобода от», а бывает «свобода для». Эта разница очень хорошо видна в английском: Freedom and Liberty — это соответственно «свобода от» и «свобода для». В контексте самой Торы все выглядит еще проще: «Если нет муки, то нет Торы, а если нет Торы, то нет муки» (Пиркей Авот, 3:21).

Бааль Шем Тов говорит, что связь между мукой и Торой на уровне потока времени представлена как связка между праздниками Песах и Шавуот. Мука — это, конечно же, Песах — так как центральный элемент праздника — это маца, ну а Шавуот, понятное дело, это праздник дарования Торы. То есть, если бы не было Песах, — освобождения от Египта — не было бы и Шавуот — дарования Торы. А если бы не было Дарования Торы, то не было бы смысла в самом выходе из Египта. «Свобода от» нужна только для того, чтобы прийти к «свободе для».

К сожалению, первые скрижали был разбиты, и только в Йом Кипур появилась замена — Шней Лухот аБрит — вторые скрижали Завета. Поэтому в каком-то смысле именно Йом Кипур является днём Дарования Торы, так как доступа к уровню первых скрижалей у нас сейчас нет.

Рав П. Винстон говорит ещё об одном уровне связи между Песах и Йом Кипур. Йом Кипур — это день, в который физическое тело человека задействовано по минимуму. Это единственный день года, когда есть относительно легкая возможность вернуться к правильному балансу между верхним и нижним, внутренним и внешним уровнями, душой и телом.

Ограничив потребности тела на один день, появляется возможность контакта с более высоким уровнем. В Талмуде сказано, что Йом Кипур — это единственный день в году когда у Йецер аРа — нашего злого начала, нет настоящей власти (Йома, 20А). То же самое происходит в Песах. В течение всего года для поддержания связи между душой и телом используется хлеб, но в течение одной недели в году — во время Песах — связь между телом и душой устанавливается не через хлеб, а через мацу.

Такая замена «топлива» позволяет «проснуться» той Торе, которая спит в наших душах, ведь та Тора, которую ребёнок учит от ангела в утробе матери, никогда не забывается (Нида, 30Б). Просто эта часть Торы становится менее доступной из-за того, что тело заслоняет «внутреннюю» Тору. Песах дает возможность прикоснуться к ней, чтобы в Шавуот (время дарования Торы) мы получили возможность соединить ту Тору, которая у нас есть от рождения, с той, которую мы получаем в течение всей нашей жизни.

Комментарии и обсуждение: http://ilyaglad.livejournal.com/ 32834.html

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Илья Гладштейн

Торонто, Канада
Все публикации этого автора