
Врать нельзя. Каждый из нас, пройдя азы мамино-папино-бубушкиного ликбеза, закрепленного детсадовскими и иными вердиктами, хорошо усвоил эту истину. Неправда, ложь, обман трактовались как страшный грех. Эта мысль подкреплялась невероятными историями, в которых вруны попадали в смешные, а нередко и в критические передряги.
Проходило время, и детские страшилки уступали место более обтекаемым понятиям, таким, как целесообразность, добрые намерения, умение видеть главное… И наконец появилось особое изобретение — политкорректность: что-то вроде околонаучного обоснования каких-то действий в противовес общепринятым нормам. А ведь, по сути, эти и иные подобного рода аллегоризмы есть не что иное, как тот же обман только в более крупных масштабах. В какую бы тогу ни заворачивали ложь, она остается ложью. И если в детстве за неправду наказывали, то ныне взрослым дядям и тетям, поднаторевшим на крупномасштабной лжи, нередко все сходит с рук, является оправданием беспомощности, непрофессионализма, а порой и противоправных действий.
После такого обширного экскурса в романтические времена нашей юности самое время проследить за теми, кто уже давно вырос из детского возраста и занимает солидные посты, но так и не научился говорить правду. В последнее время со страниц израильских и мировых СМИ не сходит проблема Иерусалима. Предлагались и тут же отвергались самые разные варианты. И вдруг проблема «разрешилась» тем, что обе стороны решили отложить ее решение аж на 5-летний срок. Дескать, за это время страсти улягутся, все перемелется и неурядицы утрясутся. Неужели обе стороны вмиг прозрели и решили не трогать эту больную тему? Чем вызвано такое единодушие еще некогда непримиримых сторон? Свежо предание…
А ларчик, как оказалось, открылся не спецключом, а обыкновенной шпилькой. Когда «лобовая атака» нынешнего израильского руководства, наткнувшись на отчаянное сопротивление в стране и кнессете (прежде всего партии ШАС и оппозиции), захлебнулась, пошли в ход разного рода закулисные махинации и прямой обман. В результате появилось «новое» изобретение, а по сути — обходный маневр под кодовым названием «муниципальный суверенитет». А инициатором этого гибрида стала американская администрация, которая поставила перед собой уникальную по сложности цель — подписать соглашение между Израилем и ПА и не когда-нибудь, а обязательно к концу нынешнего, 2008 года. Подписать любой ценой. А Э. Ольмерт, Ц. Ливни. Э. Барак, Х. Рамон и иже с ними не только согласились с этим прожектом, но и выдвинули (по аналогии с советскими временами) свой встречный план. Я бы назвал этот план «Большой ложью» или «Дорожной картой по сдаче Иерусалима». Получился своего рода коллективный забег впереди паровоза.
Что такое «муниципальный суверенитет»? Палестинцам отдается без всяких предварительных условий, ответных обязательств и сразу весь Восточный Иерусалим, т. е всю полноту власти, в том числе коммунальные и иные услуги и т. д. Так что не надо ждать пяти последующих лет. Все уже решено сегодня. А чтобы успокоить общественное мнение, Ципи Ливни заявила, что есть темы, где «никакая гибкость невозможна». «Международное сообщество должно понять, — продолжала она, — что мы не можем перейти определенные границы в кардинальных вопросах». Эти туманные формулировки — сплошной блеф и могут ввести в заблуждение только тех, кто еще не вник в суть этой авантюры. Между тем, принципы «муниципального суверенитета» уже претворяются в жизнь: результатом тайных переговоров между Ц. Ливни и Абу-Алой стала передача ПА иерусалимского аэропорта «Атарот». Оказывается, что эта договоренность состоялась еще до того как Ливни произнесла фразы, о которых мы уже знаем.
Что на деле означает передача аэропорта «Атарот»? Это постоянно действующий вражеский десант в центре столицы: сюда могут садиться самолеты из любых стран, с любым грузом. И не только садиться и взлетать, но и круглосуточно пролетать над столицей. По этому поводу свое «фэ» выразило и управление гражданской авиации: после того как комиссия Лапидота выявила серьезные нарушения правил безопасности в аэропорту Бен-Гуриона, израильские авиаторы рассчитывали расширить «производственные мощности» и за счет эксплуатации аэропорта «Атарот». Кстати, Э. Ольмерт в бытность свою мэром Иерусалима не считал «Атарот» неотъемлемой частью столицы. Не отсюда ли «ноги растут»? Как выразился один из авторов публикаций этих «открытий» в Интернете: «мыслят тем местом, на котором сидят».
К уже свершившимся фактам следует отнести и отдачу территории северных иерусалимских кварталов, принадлежащих еврейскому национальному фонду «Керен Кайемет», а также частным владельцам-евреям. Эта территория, «подаренная» министерством обороны Израиля ПА, граничит с руинами древнего еврейского города Мицпа, упомянутого в ТАНАХе как место проживания пророка Шмуэля. Упомянутая территория простирается на площади в 1200 дунамов (дунам = примерно 900 кв. м). И еще такая весьма существенная деталь: у блокпоста Каландия, вблизи района Атарот, на большой вывеске у КПП уже висит плакат: «Внимание! Вы въезжаете на территорию, контролируемую Палестинской администрацией. Израильтянам въезд категорически запрещен!» (Последняя строка выделена мною — П. Е.). Ничего не скажешь — дожили. В этом месте можно было поставить избитую фразу: «комментарии излишни». Но мне кажется, что они все-таки нужны. Во-первых, министр обороны Э. Барак и его ведомство явно превысили свои полномочия. Вспомним в этой связи, что именно Барака в бытность премьер-министром обуяло неуемное стремление все отдать и лишь чудо (и Арафат, не захотевший принять столь ценный подарок) тогда спасли Израиль; он тогда уже договорился с Арафатом в Кемп-Дэвиде о разделе Иерусалима с передачей ПА Храмовой горы; в свое время он избежал ответственности за позорное бегство из Ливана. Тогда почему-то обошлось без комиссий и проверок. А всепрощение, как известно, чревато повторением пройденного, а порой и более серьезными просчетами.
Во-вторых, как можно делать такие кульбиты, не получив разрешения кнессета? И в-третьих — неужели и на сей раз промолчит страна?
Удивляет и наглость руководителей ПА, которые не имеют никакой реальной власти: они уже запрещают въезд израильтянам на подаренную им территорию… Не менее важно и то, что, соглашаясь на принятие «приемлемого документа», они предупреждают, что согласятся на это предложение только в том случае, если «Израиль обязуется полностью отступить с территории Иудеи и Самарии и прийти к соглашению по остальным вопросам, таким, как проблема воды и освобождение заключенных». Это ведь не что иное, как ультиматум. И правительство Израиля, подгоняемое администрацией США, идет на всякие ухищрения и прямую ложь, чтобы угодить им.
Все чаще и чаще звучат сейчас фразы: «ложь во спасение», «ложь во благо»… Их используют в собственных интересах те горе-руководители, которые заботятся лишь о личных выгодах; для них главное — удержаться в креслах. Любой ценой. «В глазах многих людей во всем мире (и даже некоторых израильтян), — пишет Б. Нетаниягу в свой книге «Место под солнцем», — основные факты этого конфликта затемнены и искажены… Я убежден, что со злословием следует покончить, следует приблизить победу истины, чтобы непредубежденные люди сумели отличить неприукрашенную истину от бесконечных нагромождений клеветы».
Не мытьем, так катаньем нынешняя американская администрация, в угоду своим амбициям, решила «добить» Израиль. Добить бесконечными уступками, демагогическими обещаниями и даже угрозами. Шеф внешнеполитического ведомства США К. Райс ведет себя в еврейском государстве, как в собственной вотчине. А Э. Ольмерт, Ц. Ливни, Э. Барак, Х. Рамон и их единомышленники так и ждут очередной команды, чтобы ответить: «Разрешите исполнять?» И ради этого готовы идти на всякие ухищрения и прямую ложь.
Врать нельзя! Это внушали и вбивали детям моего поколения. Думаю, что и мои «протеже» по этой статье получили определенную долю подобных внушений. Только проку от этого нет. Видимо, они из того «непоротого» поколения, которое не вняло советам старших. А пока «Дорожная карта по сдаче Иерусалима» сжимается, скукоживается. Иерусалим берут измором. То ли еще будет, если не возобладает здравый смысл.
В детстве за ложь наказывали — стыдили, ставили в угол, лишали сладостей, иногда помогали и шлепки по строго определенному месту. Дядям и тетям эти меры уже вряд ли помогут, нужны иные меры, покруче, побольнее и чувствительнее. Возможно, по тем самым местам, на которых они сидят. Чтобы быстрее доходило до того органа, которым положено думать.