– Несколько дней назад я был ошеломлен, увидев сообщение о том, что главный раввин Украины рав Моше Асман и его супруга рабанит Хана со скорбью сообщали о гибели их сына Матитьягу. Я писал об этом в прошлом выпуске газеты. Однако сегодня я обращаюсь к вам, рав Асман, выражаю свои соболезнования и прошу вас рассказать о своем погибшем сыне.
– Я познакомился с этим мальчиком в 2002 году. Тогда ему было десять лет, у него умерла его еврейская мама. Его привела к нам в синагогу директор детдома, которая была еврейкой. Мы с женой сразу решили его усыновить. Он стал членом нашей семьи. У нас своих 11 детей. После брит-милы мы назвали его Матитьягу или Моти. Потом отпраздновали его бар-мицву. Год назад Моти женился, у них родился ребенок. В середине мая его призвали в армию. Он хотел перенести мобилизацию на неделю-две, чтобы побыть с ребенком. Но его забрали буквально через два дня. После курса молодого бойца сразу отправили на передовую. Мы с ним переписывались. В какой-то момент он перестал выходить на связь. Потом нам сообщили, что он пропал без вести, а сослуживцы рассказали, что видели, как он погиб под минометным обстрелом. Они не могли вынести его тело, потому что там шли бои. Было очень рискованно, пробовали, но не получилось. В прошлую среду мы нашли его в морге в Днепре. Туда сразу поехал мой сын Йоэль с женой Моти. Тяжело было его опознать. На следующий день его привезли в Киев. В синагоге были евреи и украинцы, солдаты, офицеры, журналисты, молодые, пожилые. Его похоронили на нашем еврейском кладбище с почетным караулом. Совсем еще молодой, только родился ребенок…
Пусть Всевышний отомстит за его невинно пролитую кровь. Простой еврейский мальчик, сирота, пошел на фронт защищать свою страну, и оккупанты его убили.
– Это и есть денацификация Украины?
– Президент Украины Владимир Зеленский в этот день был на международном саммите. Он заявил: «Какая денацификация, если сын главного раввина пошел защищать Украину и погиб?!» Я об этом даже не говорю. Это их предлог начать войну и убивать людей. Кого хотят, они называют фашистами и тем самым разрешают кровь.
– Я видел фотографию, где вы с сыном Шнеером у кровати больного солдата украинской армии Якова Довида, который потерял руку в бою.
– Как только он пришел в себя, сразу начал шутить. Он поддерживал свою невесту. Он, кстати, служил в израильской армии, но, когда началась война, приехал добровольно в Украину. Еще ребенком он учился в еврейской 299-й школе Рава Блайха на Подоле. Сегодня к нему пришел друг и помог надеть тфилин на правую руку. Так делают, если человек потерял левую руку. Правша надевает тфлин во время молитвы на левую руку, символически соединяя сердце с разумом. Яков Довид произнес молитву «Шма, Исраэль». Это было очень трогательно. Я ему сказал, что мы достраиваем многоквартирный дом в Анатевке под Киевом и назвали его бейт (дом) Матитьягу – в честь моего погибшего сына. Я собираю средства, чтобы закончить строительство через несколько месяцев. Если кто-то захочет, может нас поддержать. Я пришлю Яакову Довиду план квартиры, чтобы у него была цель в жизни. В конце концов, жизнь продолжается. Ему сделают хороший протез, и он будет жить в хорошей квартире в еврейском городке Анатевке. Конечно, это очень страшно, когда молодые ребята и в Израиле, и в Украине погибают или получают тяжелые ранения.
– Мне было страшно читать комментарий своего соседа. Хотя, в первую очередь, его можно понять: он из семьи венгерских евреев, прошедших концлагеря. И у некоторых людей осталось впечатление, что украинские охранники были хуже немцев. Поэтому у него предвзятое отношение ко всем украинцам. Он даже поддержал войну Путина как наказание украинцев за преступления против евреев. После услышанного я перестал с ним общаться. Но когда я увидел сообщения о вашем погибшем сыне и о раненом бойце, я послал их ему. Он ответил: «Трагично, что евреи погибают и получают ранения в войне народов, каждый из которых ненавидит евреев».
– Действительно, были украинцы, которые сотрудничали с нацистами – охранники, полицаи. Однако около 7 миллионов украинцев служили в Красной армии во время Второй мировой войны и более 2500 украинцев спасли евреев, несмотря на то, что они рисковали собой и своими семьями. С другой стороны, была Русская Освободительная Армия Власова, были казачьи войска, которые воевали на стороне нацистов. (Численность РОА к концу войны составляла порядка 120 – 130 тысяч человек, это примерно 10% от общего числа граждан СССР, воевавших на стороне Третьего рейха, сообщает Википедия). После войны соберем международную конференцию и осудим украинских пособников нацистов. Однако я предлагаю не зацикливаться сегодня на истории, а посмотреть, что происходит сегодня. Кто стремится уничтожить еврейский народ в наше время? Это Иран, «Хизбалла», ХАМАС, хуситы. И кто их поддерживает? Путин. Если у этого человека есть сомнения относительно войны в Украине, то пусть посмотрит, кто угрожает нашим братьям и сестрам в Израиле. Мы в Украине видим, как летают иранские шахиды, огромные самолеты-беспилотники, и уничтожают все вокруг. Каждую ночь дети прячутся в убежищах. Потом те же самые шахиды падают на евреев в Израиле. Террористы хотят уничтожить еврейский народ, всех от мала до велика, как это хотел когда-то сделать Аман. У нас в Украине нет ночей, зато в Америке есть евреи, которые спокойно спят и рассуждают о каких-то нацистах, которые были во время Второй мировой войны. Проснитесь и посмотрите на настоящих нацистов, которые хотят нас уничтожить сегодня. Они в Рамалле, в Газе, в Бейруте, в Тегеране, а их союзники – в Москве. И если кто-то сегодня этого не понимает, то мне жаль такого человека.
– Вы сказали, что пролитая агрессорами кровь будет отомщена. Это не значит, что мы хотим проливать кровь…
– Я сказал, что Всевышний отомстит.
– Я как раз имел это в виду. Мы в преддверии Судного Дня Рош Хашана. Этот еврейский праздник выражает нашу веру в то, что, в конце концов, справедливость восторжествует, свет рассеет тьму, добро победит зло. Что бы вы хотели сказать нашим читателям в преддверии Рош Хашана?
– Маймонид пишет, что в дни Суда мы должны смотреть на мир, как положенный на чашу весов и находящийся в равновесии между добром и злом. И каждый из нас одним достойным поступком может перетянуть мир на «хорошую чашу весов», и одним плохим поступком – принести трагедию миру. Сейчас особенно важно каждое доброе дело и каждая молитва. Мудрецы учат нас, что мир существует благодаря добрым делам, молитвам и изучению Торы.
Меня часто спрашивают: чем мы можем помочь? И я отвечаю: учите Тору, молитесь, совершайте добрые дела! Приносите в этот мир свет! Не будьте пассивны. Прислушайтесь к звуку Шофара, который пробуждает еврейское сердце к раскаянию. Сейчас особое время, война в Украине, война в Израиле. Многие люди испытывают чувство страха. Не нужно бояться. Нужно пробудиться и спросить себя: что я могу сделать хорошего?
7 октября, когда началась война в Израиле, тысячи израильтян – резервистов солдат, находящихся в других странах, прилетели, чтобы защитить свой народ. Прилетели добровольно. Почему? Потому что душа еврейская говорит: мы не можем стоять в стороне. Кто-то собирал деньги в помощь Израилю. Поступки этих людей перевешивают чашу весов всего мира в хорошую сторону.
Почему Украина не пала в начале войны, как все предвещали? Потому что люди объединились, проснулось чувство самопожертвования. Конечно, кто-то в Америке скажет: моя хата с краю, меня эти войны не касаются. Во времена Холокоста тоже были евреи, которые спокойно жили в Майами и ходили на пляжи, в то время как их братьев уничтожали в Европе. Конечно, были и те, кто воевал в составе американской армии, кто ходил на демонстрации в поддержку евреев. А были и те, кто считали, что все это их не касается. А в это время наших братьев и сестер заводили в газовые камеры. И если эти слова помогут людям стать неравнодушными к тому, что происходит сегодня, то наше интервью было не зря.
– Рав Асман, вы сказали, что дух народа пробудился в начале войны в Украине. Что вы можете сказать об этом сегодня?
– Идет третий год войны. Это очень тяжело морально и физически. Тяжело и в тылу, но особенно на фронте. Но Украина не сдается. Я чувствую эту атмосферу героизма, когда люди не бегут, продолжают жить даже в Киеве, несмотря на то, что агрессоры разбомбили жизненно важную инфраструктуру. Что такое – нет электричества? Холодильник не работает, лифт не работает. Пожилому человеку подняться на верхний этаж невозможно. Вода не поступает выше нескольких этажей. Да, люди устали. Очень много людей погибли. Много раненых. Много трагедий. Я езжу на восток Украины и на юг. И в самом Киеве тоже постоянно обстрелы. Это очень тяжело, особенно детям. Война закончится, а у детей может остаться травма. Даже мне тяжело. Когда я приезжаю в Америку или в Израиль, то все равно вздрагиваю от каждого шороха. Это автоматически. Думаю, что сирена, воздушная тревога… Когда мы хоронили нашего сына, вдруг раздался шум беспилотника шахида, который летел прямо над нами, в сторону Киева. Подумал: дайте хоть похоронить сына. Я вспомнил, когда недавно был в Израиле, то поехал на похороны солдата, выходца из Украины, который погиб в Газе. Это было на севере, в Кирьят-Шмоне. Там были родители солдата и представители армии. Я произнес молитву… и вдруг воздушная тревога. Люди легли на землю. Начался обстрел «Хизбаллы». Я тогда подумал, что не дают даже молитву сказать… Это война. Тяжело понять тем, кто не находится там. Но важно постараться понять другого человека и помогать Израилю и Украине.
– Недавно вы исполнили песню в поддержку Украины.
– Я ее назвал ее «Это февральское небо». Слова и музыку написала Мириам, член нашей общины, живет в Украине и Израиле. Там есть такие слова: «Мой Б-г больше меня не спрашивает – я верю или не верю, я знаю или не знаю, Он видел, как я в февральское небо кричал – остановите это!»
В начале войны у меня действительно был крик души, когда я обратился с видео к русским с призывом остановить войну. Сколько людей погибло! Десятки и сотни тысяч, и гражданских, и солдат, и украинцев, и русских. И погибают каждый день. Я кричал тогда в первые дни войны. К сожалению, те, кто развязали эту войну, меня не услышали и не хотят останавливаться. Надеюсь, что Всевышний им объяснит.
– Сегодня в Израиле лозунгом победы являются слова «вместе победим!». Поэтому я хочу пожелать, чтобы и ваша песня, и ваши молитвы объединили сердца. И чтобы мы вместе смогли преодолеть все препятствия и победить агрессию против Украины и Израиля!
– Хочу пожелать всем читателям хорошего и сладкого года!
Беседовал Лев Кацин
Украинский народ веками воюет за свое существование и свободу, за что его и ненааидят всевозможные захватчики и их пособники. За их украинофобскими обвинениями не надо лезть в историю, достаточно включить кремлевский зомбоящик.
Говоря о пособниках нацистов, начинать все же верно не с РОА, а прежде всего с РККА, которая еще в 1939 в союзе с нацистами напала на Польшу.
Об охранниках, опять же, начинать следует с НКВД, который еще в мирные довоенные годы убил больше людей, чем нацисты за всю войну.