Возможно, вы знакомы с весьма благополучными людьми, у которых, на первый взгляд, все в полном порядке. Кажется, что у них есть все, о чем можно мечтать: прекрасная жена/муж, замечательные дети, высокооплачиваемая работа, свой дом, шикарная машина. Но все это почему-то их не радует. Более того, люди эти находятся в постоянном волнении и тревоге. То ли они опасаются потерять работу, боятся, как бы их благосостояние не рухнуло, то ли безуспешно стремятся умножить богатства и обеспечить себя на «черный день». А может, им кажется, что их недостаточно уважают на работе, недооценивают в семье? В любом случае жизнь таких людей только кажется благополучной. В действительности же они глубоко несчастны, и зачастую их внутренние страдания тем сильнее, чем больше внешнее благополучие…
Однажды два ученика попросили своего ребе научить их принимать страдания с радостью.
— Наши мудрецы учили: за все, что Всевышний посылает нам, за хорошее или за плохое, следует благодарить Его. Как же может человек благодарить за плохое? — спросили они. — Моя жизнь благополучная, потому я не смогу ответить на ваш вопрос, — ответил ребе. — Постарайтесь найти служку синагоги реб Зуше, может, он сможет ответить. Ученики нашли реб Зуше в ветхой хижине на краю леса. Жил он в крайней бедности, был истощен и страдал от болезней. Реб Зуше приветливо встретил гостей, но, узнав, с каким вопросом они пришли к нему, удивился: «Вы ошиблись, что пришли ко мне, — сказал реб Зуше. — С этим вопросом вам следовало бы обратиться к кому-нибудь, кто пережил в жизни что-то плохое. Всевышний был так милосерден ко мне, что со мной никогда ничего плохого не случалось!» Эти слова и были ответом на вопрос…
Кто записывает?
В дни, предшествующие еврейскому Новому году, мы желаем друг другу быть записанными в Книгу Жизни. Это потому, что, в соответствии с еврейской традицией, в Рош Хашана открываются две Книги: Книга Жизни и Книга Смерти. Праведники немедленно записываются в Книгу Жизни, а негодяи — в Книгу Смерти. Средние же (мудрецы учат нас, что каждый человек должен считать себя средним) продолжают ожидать окончательного суда в день Прощения — Йом Кипур.
Впрочем, вопрос о том, в какую Книгу записать каждого человека, решается не только на Небесах, но и на земле. Прежде всего, сам человек должен сделать выбор между добром и злом. И выбор этот человек делает не только потому, что он боится наказания за грехи или стремится получить награду за исполнение заповедей. Как писал Маймонид, человек бескорыстно выбирает путь добрых дел, потому что стремится к истине и любит совершать добро. Потому не только Всевышний, но, что еще важнее, и сам человек записывает себя в одну из двух Книг. Наши пожелания друзьям и молитвы о том, чтобы мы были записаны в Книгу Жизни, являются выражением нашего внутреннего выбора. Как и сказано в Торе: «Смотри, Я даю перед тобой (даю тебе выбор) благословение и проклятие, жизнь и смерть. И выбери жизнь!»
Почему негодяи преуспевают?
Комментируя эти слова в Талмуде, Тосафот (еврейские мудрецы Франции XI века) задают свой знаменитый вопрос, который мог бы задать каждый из нас. «Мы говорим, что праведники записываются в Книгу Жизни, а негодяи — в Книгу Смерти. Но сколько праведников умирают после Рош-Хашана, в то время как многие негодяи продолжают жить и преуспевать, — удивляются Тосафот. — Запись в Книгу Жизни или в Книгу Смерти определяет не жизнь человека в этом материальном мире, а влияет на суд, который будет вершиться над его душой в будущем мире». Впрочем, по мнению Маймонида, решение Небесного суда о жизни человека в этом мире и приговор о его душе в мире грядущем являются не разными приговорами, но, по сути, одним и тем же.
Если человек научился ценить жизнь и радоваться всему, что у него есть, он обретает счастье. То счастье, которое в душе, которое не зависит от внешних обстоятельств и не подвластно времени, ибо душа человека вечна. Если же человек не ценит то, что у него есть, он всегда будет всем недоволен и безуспешно стремиться получить больше. Как сказал мудрейший из людей царь Соломон: «Любящий деньги деньгами не насыщается!» Жизнь такого человека полна страданий, ибо проходит она в бесконечных погонях за иллюзиями, в горьких разочарованиях и обидах.
Изгнание души
Говоря о проклятии изгнания, Тора указывает: «И будет жизнь твоя висеть (на волоске) пред тобою, и будешь в страхе день и ночь, и не будешь уверен в жизни своей» (Дварим 28:6). И будет жизнь твоя висеть, — быть в неопределенности, — комментирует Раши. Все неопределенное можно назвать «висящим». Быть может, погибну сегодня от меча врага, идущего на нас. А наши мудрецы относили это к тому, кому приходится покупать хлеб на рынке (не имея своей земли). Действительно, Талмуд в трактате Менухот приводит следующий пример: есть люди, у которых хватает хлеба на один день, но они беспокоятся о завтрашнем дне. Есть люди, у которых хватает хлеба на одну неделю, но они беспокоятся о следующей неделе. Есть также люди, у которых хватает хлеба на один год, но они все равно беспокоятся о том, что они будут есть на следующий год. Очевидно, что речь не идет о тех конструктивных действиях, которые человек может и должен предпринять, чтобы прокормить себя и свою семью. Талмуд лишь говорит о страданиях, которые приносит себе человек бессмысленными волнениями о будущем, которые перечеркивают все, что у него есть в настоящем. Такой человек не радуется тому, что у него достаточно еды на год и более, а продолжает беспокоиться и отравлять жизнь себе и своим близким. Кто виноват в таком отношении человека к жизни и отправил его в такое изгнание? Это изгнание души, в которое человек отправляет себя сам.
Где ты?
Действительно, кто изгнал человека из райского сада?
На первый взгляд, Всевышний. Однако при более внимательном прочтении Торы вы согласитесь, что сам Адам лишил себя счастья.
В чем смысл рассказа о том, как Всевышний сотворил человека и поместил его в райский сад? Чему учит этот рассказ Торы каждого из нас? Смысл Творения в том, чтобы человек обрел счастье! Нет, не в мире грядущем, а здесь, на земле, в своей жизни.
Кстати, право человека на стремление к счастью в своей жизни, безусловно, является еврейской ценностью. Важно отметить, что оно защищено американской Конституцией.
Но если так, возразите вы, то почему Всевышний сначала сотворил человека и лишь потом поместил его в райский сад? Разве нельзя было просто сотворить человека в саду? В этом случае он воспринимал бы райский сад как само собой разумеющееся, перестал бы ценить его. А тот, кто не ценит, что ему дают, не может наслаждаться и радоваться этому. Тот, кто не знает тьмы, не сможет оценить радость света. Тот, кто не прошел через страдания, не сможет оценить радость счастья.
А теперь главный вопрос: за что Адам был изгнан из райского сада?
«И увидела жена, что дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно для познания; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу, (что) с нею, и он ел… и спрятался Адам и жена его от Всевышнего среди деревьев сада. И воззвал Всевышний к Адаму, и сказал ему: где ты?»
Разве эта история не о нас с вами, продолжающих прятаться от Б-га и от самих себя? Разве не к каждому из нас обращен вечный вопрос: «Где ты?»
«И сказал он: голос Твой я услышал в саду и убоялся, потому что я наг, и спрятался. И сказал Он: кто сказал тебе, что ты наг? Не от дерева ли, о котором Я заповедал тебе не есть, ел ты? И сказал Адам: жена, которую Ты дал мне, она дала мне (плод) от дерева, и я ел». (Берешит 2).
«Здесь проявил (человек) свою неблагодарность», — объясняет это место Раши, приводя слова мудрецов Талмуда из трактата «Авода зара».
Ключ к счастью
Именно за этот грех неблагодарности и был наказан человек изгнанием из райского сада. Только не думайте, что Всевышний должен был перемещать человека в пространстве, как бы говоря Адаму: «Собирай свои чемоданы, и вон отсюда!» Чтобы наслаждаться жизнью, ее нужно ценить. Если же Адам перестает ценить райский сад, данный ему Всевышним, если не благодарен за свою жену, то ощущения радости и счастья покидают его. Это и есть настоящее изгнание, в которое человек отправляет сам себя! Из этого можно извлечь очень важный урок. Если за неблагодарность человек был изгнан из райского сада, то верно и обратное. Благодарность является тем ключом, который открывает человеку врата счастья.
Нам следует научиться ценить то, что у нас есть (даже испытания, преодолевая которые мы духовно растем), тогда мы обретем радость.
Не случайно, что в Рош Хашана евреи слушают звуки Шофара. Эти звуки, по мнению Маймонида, обращены к каждому из нас. Сказано: «Спящие, проснитесь от сна!» Каждый из нас может проснуться от духовной спячки и, начав ценить жизнь, сделать свой выбор между добром и злом, захотеть стать праведником и быть записанным в Книгу Жизни!
Художник Алекс ЛЕВИН
Субботние свечи
Пятница, 27 сентября, 6:25
Окончание субботы 28 сентября в 7:24