Начнём с удивительного: главный злодей Хамаса, юридически вставший во главе «миролюбивой группы» — серьёзный знаток еврейской истории, и древней и свежей, иврита, сионизма, имеет изрядное представление о нашей Традиции… Куда больше, чем многие читатели. За 22 года в израильских тюрьмах (он награждён 5 пожизненными за множество убийств палестинцев) мыслитель прошёл 15 гуманитарных курсов, получил высокие оценки. 96 по сионизму, 94 за древнюю еврейскую историю, 92 по «Иерусалиму сквозь века», 89 — за историю и географию Холокоста. Чуть похуже у интеллектуала показатель курса «Создание Мишны и Талмуда и введение в Устную Тору»: 81. Всё-таки с духовными материями сложнее, но и здесь — у парня крепкая «четвёрка», стыдиться нечего. Государственную структуру Израиля ведает основательней большинства членов Кнессета, в принципах демократии востёр. Годы углублённого образования оставили печать на личности любознательного борца за свободу и истинную религию: если прежде он в основном душил неугодных собратьев собственными руками без перчаток, то ныне предпочитает отрезание голов. И чтобы побольше и публичнее, дабы прочим неповадно. А уж как возросла его «любовь» к евреям, с жизнью и ценностями коих энтузиаст столько годов (под их покровительством) знакомился, я и передать не могу. «Учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущий жизни» (А.С.Пушкин) Особенно тюремной.
Между делом, Эйхман тоже неплохо знал иврит, за что и удостоился для начала должности начальника управления Гестапо по еврейским делам. Любопытно, что Эйхман казнён в ночь на 1 июня 1962, а 29 октября того же года народился Яхья Синуар. Видимо, душам массовых убийц требуется время, чтобы переехать, сформироваться в материнском чреве в обличье прелестного сосунка. Любопытная тема, но не сегодняшняя. Хотя знаете, говорят же мудрецы: «Солнце село, Солнце встало»,- уходит светило мудрости и праведности и сразу нарождается новое. Видимо, то же со «светилами тьмы». «Это против того сделал Б-г» (Экклезиаст). Хотя странновато, если Синуар — перерождение Эйхмана, уж Холокост должен знать на 110.
Всё же поговорим о другом. Тора именует Ишмаэля: «Дикарь-человек», где в рамках грамматики точней считать прилагательным «человек», а существительным «дикарь». Иначе — что по-русски неотличимо, а в иврите очевидно — должно бы написать: «человек-дикарь».
Уже упоминал прежде, есть противоречие; «только вас (Израиль как единое целое) назвал Я Адам» и: «когда восстал на нас человек». 124 псалом говорит о нападении потомков Ишмаэля («адама») на народ Израиля. Выходит, некто не из евреев то выступает в качестве Адама, Человека — то лишается сей привилегии.
Строго говоря, Человек — это тот, кто существует в непосредственном и осознанном контакте с Б-гом, как Адам до изгнания из Ган Эдена. Контакт не просто двусторонний — в смысле с Создателем обоюдоинтересный, но и двухступенчатый: вовне и внутри.
Поясним, о чём речь. Образ Всевышнего в человеке, душа — означает: «Б-г внутри». Внутри чего? — Того, что мы самоуверенно именуем «я», «меня». А внешний мир и Завет — человечества, народа и личный с Ним — это реализация желания Создателя вовне человеческого «я». Провидец Кант говорит о «моральном законе во мне и звёздном небе над головой», в поэтической форме выражая таковую двойственность. Человек видит Б-га в универсуме, общается с Ним — и постигает Б-га в сердцевине своего существа и естества.
Так вот, «получеловек», или «человек по нечётным дням» — тот, для кого Г-сподь несомненен во вселенной, в порядках природы и духовных сил — но не внутри; то есть не Тот, кто определяет твою внутреннюю жизнь. Настолько же «получеловек» и тот, у кого Б-г лишь «в сердце», но живёт он на Земле вне связи с Ним («Б-гу — богово, кесарю — кесарево», «я верю в сердце — но при чём здесь заповеди?»). Например, позиция «верующего, но не соблюдающего» еврея. В контексте другого шаблона «половины человека» — мировидение исламского или христианского фанатика, мчащегося, «не жалея живота своего», исполнить, как ему видится, Волю Всеединого, но не позаботившегося по-настоящему открыть Б-га в себе. Постараться напряжённым духовным трудом и упорно очищаемой моралью привести своё «я», свою личность в желаемое Им гармоническое состояние. На практике «получеловек» может быть даже опасней двуногого жвачного.
В исламе существует разветвлённая традиция медитации и самовоспитания — мне приходилось встречаться с мусульманами, буквально каждое слово и движение которых были выверены, под сознательным контролем. Обычно это не те, кто взрывает автобусы. Что поделаешь, развитое общество подразумевает разделение труда, смотри краткий курс истории Партии. Они полярны с фанатиками, но связь есть…
Генетически общеизвестно, что старые арабские кланы в Палестине содержат немалый процент еврейской крови. Ребята крепкие (наша косточка?!), разношёрстные, есть среди них даже юдофилы. Хотя, конечно, не в избытке. А самые боевые — пришельцы из Египта и соседних весей. В этом интересно разбираться: не напоминание ли здесь, что «легче вывести еврея из Египта, чем Египет из еврея»? Сам Египет к еврею пожаловал, мол, в древности порепетировали, теперь выходи ещё разик…
Под конец изгнаний должно нам выбраться из-под ига Ишмаэля — владельца полумира, в частности Египта. А Ишмаэлю, исламу — будем надеяться, суждено раскаяться и принять главенство Израиля, истинного Закона Всевышнего — Торы. Намёк на это видят мудрецы в том, что их праотец Ишмаэль в конце жизни признал — будучи старше на 13 лет — духовное первенство брата Ицхака. Тора пишет: «Похоронили (Авраама) Ицхак и Ишмаэль, сыны его» — именно в таком порядке.
Но есть особенный народ — Амалек, лютый ненавистник Б-га и Его посланца на Земле — «народа священников». Сегодня это не религиозное или национальное объединение, но единство ненависти, властных амбиций и желания «влезть на Трон Всевышнего». Заместо Него самого. Ну как Аль-каида, своеобразно интерпретировавшая слова пророка Ишайи: «в пустыне пролагайте пути Г-споду». Оригинал подразумевает выпрямление человеческих дорог — тех, согласно Экклезиасту, «искривлённых людьми», которых «изначально Б-г сделал прямыми» — то есть должно нам стать добрыми, искренними и честными. Кайды же уразумели сие как захват и террор. Всевышний у них такой «слабенький, старенький», что просто готовности людей принять истину и свет для Него недостаточно, необходимо Землю завоевать (пусть и разрушив). Ну а там можно и стульчик Начальству соорудить, где удачней покажется. Помните их гордое: «евреи идут за Б-гом, а мы впереди!». Каждый всё понимает в меру своей дикости.
Так что нынче амалекитянин — то есть наследник Амалека, внука и правнука нашего братишки Эсава — может перерождаться где понравится, хоть в Хан-Юнисе. Случайно ли тысяч 40 нацистских офицеров укрылись на Ближнем Востоке, советником Насера был бывший эсэсовец? Но если в руках обстоятельных немцев и их попутчиков мечта Амалека — «окончательное решение еврейского (читай: Б-жественного) вопроса» обставлено профессионально, технологично, то, попав в сферу «дикаря-человека», выглядит оно как зверство, убийства случайных прохожих и — 7 октября. Хотя россияне, согласно немцу Блоку, «скифы и азиаты с раскосыми и жадными глазами», всё-таки, будучи немало европейцами, своё «окончательное решение» они планировали по немецкому образцу: в сибирских лагерях. Сегодня полноценный амалекитянин не крестоносец — скорее атеист. Хотя порой — и «религиозный» фанатик.
Подсказывает Традиция, что из «70 народов 35 находятся под влиянием Эсава и 35 Ишмаэля». Двойная природа у ислама и народов под эгидой Ишмаэля, которые с одной стороны (пусть и ложным путём) стремятся быть ближе к Б-гу, а с другой — привычное варварство подталкивает их даже к самоубийствам, то есть к полноценному «стиранию (в себе и других -убиваемых) Б-жьего образа».
И всё-таки, сказал бы я, как монотеисты — они большие «дворяне», «аристократы», чем многие, чья жизнь — «только на земле».