Камала Харрис и Тим Уоллз. Фото: kz.kursiv.media
Триумфальное шествие вице-президента Камалы Харрис в качестве кандидата в президенты от Демократической партии продолжается три недели и вызывает бурные восторги сторонников, сдержанное молчание независимых и ожидаемую реакцию республиканцев.
Политологи называют этот успех «медовым месяцем», головокружение от которого пройдет, если верить статье Сталина про колхозников почти столетней давности. Но, так или иначе, до выборов остаётся меньше трех месяцев, и по результатам опроса, проведенного с 5 по 9 августа газетой New York Times и нью-йоркским Siena College, в таких важных для выборов штатах, как Мичиган, Пенсильвания и Висконсин, Харрис получила 50% поддержки, а ее очевидный соперник экс-президент республиканец Дональд Трамп — 46%. В целом по стране, по свежим данным New York Times, Харрис обходит Трампа на 1% (48:47).
78-летний Трамп со своим кандидатом в вице-президенты, 40-летним Джей Ди Вэнсом, сенатором от Огайо, и 59-летняя Харрис с 60-летним Тимом Уоллзом, губернаторам Миннесоты, летают по стране с предвыборными выступлениями, она — в положенном ей Boing С-32 Air Force Two, а он — в принадлежащем ему Boing 757 Trump Force One. Фамилия вице-президента по отцу Харрис, ямайскому африканцу, особых аллюзий не вызывает, зато имя Камала, которое в переводе с родного материнского санскрита означает «лотос», трактуют вдоль и поперек, хотя с цветком не сравнивают. Окружение Харрис иронически уважительно назвали «Камалот», по аналогии с кланом Кеннеди, а то и с рыцарским двором средневекового короля бриттов Артура; появился не очень лестный термин «Камалономика», а по сходной цене от 15 до 23 долларов в Интернете можно заказать черную майку с надписью «Mamala Kamala» с тонким намёком на «идише маму». Лично я от подобных сравнений воздерживался, а только позволил себе вольность назвать тандем Харрис-Уоллз русским выражением, что два сапога пара, а это оба левые.
За упорный отказ общаться с прессой ее окрестили «Камамолчуньей» (“Kamummy” от британского глагола «mum»). А 6 августа, когда оба самолёта по случайному совпадению ралли приземлились в аэропорту городка О-Клэр в Висконсине, Вэнс с группой спутников вышел из трамповского Боинга и с группой спутников, среди которых были репортеры, подошел к харрисовскому. «Я подумал, что подойду просто, чтобы получше рассмотреть самолет, который, надеюсь, через несколько месяцев будет мой, — сказал он им позже, — но также подумал, что вам, ребята, может быть одиноко, потому что вице-президент не отвечает на вопросы журналистов. Думаю, было бы хорошо для всех вас, если бы она действительно вела настоящую кампанию, а не из своего подвала с телесуфлером». На следующий день газета The New York Post поместила на первой полосе фото сенатора Вэнса под фюзеляжем Air Force Two с подписью, что он выкликает Харрис поговорить с прессой, и две фразы крупным белым шрифтом: «Kam out, Kam out!», то есть «Камала, выходи!» Я бы назвал это приглашение сказочным: «Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
С 7 августа, когда она официально назвала Тима Уоллза своим возможным вице-президентом, Камала Харрис стала разговорчивее, и на пару они чуть ли не перекрикивают друг друга перед разными аудиториями, на чем свет стоит ругая фашиста-расиста Трампа и не забывая похвалить себя, спасителей мира и демократии.
В субботу они выступили на многолюдном ралли в Лас-Вегасе, где Уоллз с присущим ему марксистским энтузиазмом заявил, что в случае победы Трамп «извратит экономику так, чтобы средний класс не получил ничего, а богатые разбогатели». В своей тоже оживленной речи Камала Харрис обещала, став президентом, «продолжить нашу борьбу за семьи трудящихся американцев, включая повышение минимальной зарплаты и ликвидацию налога на чаевые для работников сферы услуг и гостиничного бизнеса». Став 47-м президентом, она грозила «взяться за крупные корпорации, которые незаконно взвинчивают цены, за корпоративных домовладельцев, которые несправедливым образом завышают стоимость аренды…, за крупные фармацевтические компании, чтобы ограничить стоимость рецептурных лекарств для всех американцев». Ей хлопали как оглашенные, а выступали Харрис и Уоллз на спортивно-концертной арене в кампусе Университета штата Невада вместимостью почти 20 тыс.зрителей, и трибуны были забиты.
Трамп чуть позже на своем сайте Truth Social написал, что «Камала Харрис, ‘медовый месяц’ которой заканчивается, а начинается разгром в опросах, просто скопировала мою программу — нет налогам на чаевые. Разница в том, что реализовывать она ее не будет, ей это нужно лишь в политических целях. Это мысль Трампа, а у неё нет мыслей, она может только воровать их у меня». 9 июня Трамп на ралли в том же Лас-Вегасе обещал отменить налоги на чаевые — основной заработок работников индустрии развлечений, которая кормит этот город. 22 июня в Южной Филадельфии Трамп посетил ресторан Tony and Nick’s Steaks, где дал на чай 500 долларов, а на счете написал: «Долой налоги на чаевые». На сколько он при этом наел, не уточняется. На канале Fox News Digital владелец ресторана Ники Лусидонио назвал это «просто невероятным» и добавил, что Трамп «разговаривал с людьми, ему задавали вопросы, он им отвечал, подписывал кепки, и всё такое. С ним фотографировались. Великий человек, мы все за него, и в ноябре мы его получим». За три недели до покушения в Батлере, это было до «медового месяца» Трампа, которому и без возращения с того света было чем гордиться и что обещать вернуть.
Чем же тогда объяснить этот месяц для Камалы Харрис, которая, как по взмаху волшебной палочки, превратилась из почти бессловесной и полубессвязной хохотушки-подпевалы своего пожилого босса в искрометного политика, за которым не видно грехов? Обозреватель и редактор консервативного журнала National Review Рич Лури не видит в этом чуда. «Там, где нет альтернативы, нет проблемы», цитирует он философа, социолога и экономиста прошлого века Джеймса Бэрнема и поясняет, что, «поскольку возведению Харрис в статус звезды не было альтернативы или единственной альтернативой была бы замена Джо Байдена политиком, вряд ли способным заменить его, появилась она, вдохновляющая, современная и подкупающе умеренная». Проще говоря, Камала Харрис отказалась от попыток представить себя новым Кеннеди или даже следующим Обамой, — она личность, потому что кандидат демократов, а не кандидат демократов, потому что личность. Лури напоминает, что, уйди Байден в прошлом году, его место до выборов 5 ноября заняла бы Камала Харрис, которая, скорее всего, выдвинула бы свою кандидатуру в президенты и стала бы номинантом, но за это пришлось бы бороться и доказывать себя действительно выдающимся политиком, а не полупустым местом, основные достоинство которого пол и раса, хотя сейчас это немаловажно.
Дональд Трамп и Джей Ди Вэнс. Фото: vesty.co.il
Претенденты-однопартийцы мигом припомнили бы Камале грехи ее молодости и карьеру прокурора, начавшуюся в постели с тогдашним мэром Сан-Франциско Вилли Брауном, который был лет на 30 старше. «Да, мы встречались. Это было более 20 лет назад, — написал Браун в своей колонке газеты San Francisco Chronicle в 2019 году. — Да, возможно, я повлиял на ее карьеру, назначив ее в две комиссии, когда был спикером легислатуры штата Калифорния. И я, безусловно, помог ей в борьбе за пост генпрокурора графства Сан-Франциско». В общем, Камале Харрис было бы несдобровать, но всего этого не возникает сейчас, когда наследница Байдена, как жена римского цезаря, вне подозрений среди своих. Другое дело, что чужие ее не пощадят.
Сейчас же получается, что, без труда миновав первичные выборы, кокусы и партийный съезд, обойдясь без опасных интервью и коварных дебатов с однопартийцами, Харрис выходит один на один с Трампом, которого считает осужденным уголовником, которому место в казенном, а не в Белом доме. Основные СМИ благоволят ей, не поднимая скользких тем, и не вороша прошлое. Как сформулировал Рич Лури, «сам факт ее восхождения побудил демократов и средства массовой информации объявить ее великой, хотя на самом деле это картонная фигура политика, главный политический талант которого в способности, пусть и с трудом, имитировать решимость, страсть и веселье, читая всё это по телесуфлеру». Своего напарника Тима Уоллза, который после 24 лет в Национальной гвардии, дослужившись до сержанта, работал учителем географии и тренером школьной футбольной команды, она ласково называет «тренер Уоллз». Как он когда-то сказал своим ребятам, «тому, чтобы выйти вперед и отличиться, нет замены». Своим нынешним успехом Камала Харрис блестяще доказала обратное.
А президент Байден утром 11 августа в интервью программе «CBS Sunday Morning» рассказал, что решил выйти из борьбы за еще четыре года в Белом доме по ряду причин, включая то, чтобы не навредить однопартийцам на выборах в Конгресс. О своей борьбе с республиканцем Трампом он сказал, что, «как показали проведенные опросы, это была ‘гонка ноздря в ноздрю’, которая шла бы так до самого конца. Но произошло следующее: некоторые мои коллеги-демократы в Палате представителей и Сенате решили, что я могу навредить им. И меня беспокоило, что, если я останусь в гонке, это вызовет обсуждения. Вы спросите, а ‘почему Нэнси Пелоси сказала?..’, a «почему так-то и так-то? ’. И я подумал, что, во-первых, это действительно будет отвлекать (демократов от избирательной кампании – А.Г.) А во-вторых, когда я баллотировался в первый раз, то думал о себе как о переходном президенте. Что касается моего возраста, я даже не могу сказать, наверное, сколько мне лет. Даже цифру не могу назвать. Она у меня не фиксируется. Но одно могу сказать, что людям предстоит узнать, они увидят предвыборную гонку и примут решение: победить мне или нет».
Байден повторил, что ноябрьские ставки слишком высоки, и если победит Дональд Трамп, то будет катастрофа. «Смотрите, что произойдет, — сказал он. – Это опасность. Он действительно опасен для безопасности Америки. Мы должны, должны, должны победить Трампа». По убеждению 81-летнего Байдена, никто не сделает это лучше Камалы Харрис и Тима Уоллза, которые на ралли в Висконсине в прошлый вторник сказали, что справятся с Трампом шутя-играючи. «Я часто беседую с ней, — сказал Байден в интервью, а кстати, ее напарника знаю как отличного парня. Как говорится, расти мы в одном районе, были бы друзьями. Я таких ценю. Настоящий и толковый. Думаю, что это прекрасная команда».
В то же воскресенье сенатор ДжейДи Вэнс появился на каналах ABC, CBS и CNN, а вот губернатора Тима Уоллза на экранах видно не было. Дебаты Камалы Харрис и Дональда Трампа назначены на 10 сентября в студии канала ABC. Как заявил Трамп, Харрис еще менее компетентна, чем Байден, и в случае ее победы Америку ждет «гигантский провал». Трамп сказал, что, «если честно, я бы предпочел другого соперника в президентской гонке. Но это их выбор. Они выдвинули Камалу, хотя ее послужной список ужасен. Мало того, что она сама придерживается радикально левых взглядов, так еще и выбрала себе в вице-президенты такого же радикально левого политика».
Это он про упомянутую мной “пару левых сапог”.