Фото: unian.net
Недавно в Израиле завершила работу ежегодная конференция Междисциплинарного центра в Герцлии, посвященная проблемам национальной безопасности Израиля.
Известный журналист Бен Каспит начал сессию “Трагедия 7 октября. Можно ли предотвратить стратегические сюрпризы?” со следующих слов: “Ответьте, пожалуйста, одним словом — «да» или «нет» — на вопрос, имеется ли сейчас экзистенциальная угроза существованию Государства Израиль”. На этот вопрос должны были ответить три военных эксперта: бывший глава Генерального штаба Армии обороны Израиля Гади Айзенкот, бывший глава военной разведки “Моссад” Тамир Пардо и бывший командующий Северным корпусом ЦАХАЛа Ноам Тибон. И каждый из них ответил “да”…
Я пишу эти строки в святом городе Иерусалиме в то время как продолжается война, угрожающая существованию Израиля. На этой неделе еврейский народ будет отмечать траурный день падения Иерусалима — 17-го Тамуза. Дважды в истории евреев падение столицы Израиля приводило и к разрушению Иерусалимского Храма. Девятого Ава, в следующий за Тамузом еврейский месяц, в 586 году до новой эры Иерусалимский Храм был разрушен императором Вавилона Навуходоносером, и в этот же самый день в 70-м году новой эры римский император Тит вновь разрушил Иерусалимский Храм. Еврейский историк Иосиф Флавий, который был пленен римлянами и стал невольным свидетелем падения Иерусалима, пишет в своей книге “Иудейская война”, что судьбе было угодно, чтобы Храм был разрушен римлянами и вавилонянами в один и тот же день — 9-го Ава. Он также свидетельствует, что стены Иерусалима пали 17-го Тамуза, и хотя относительно даты падения Иерусалима от рук вавилонян есть разночтения, тем не менее, мы отмечаем как падение Иерусалима в этот траурный день 17-го Тамуза, так как трагедия второго изгнания все еще продолжается.
Почему мы вообще отмечаем траурные дни нашей истории? Почему бы не забыть трагедии прошлого?
“Те, кто не помнят прошлого, обречены на его повторение, писал прусский офицер Карл фон Клаузевиц. Впрочем, Бернард Шоу предупреждал, что “единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории уроков».
Мы часто слышали призыв “Никогда больше!”, а сегодня мы слышим слова “Никогда больше — сейчас!”
И на самом деле мы должны помнить об уроках истории для того, чтобы трагедии в нашей истории не повторялись. И потому, друзья, я хотел бы провести некоторые параллели между теми разрушениями, которые происходили когда-то в нашей древней истории, и теми уроками, которые мы должны извлечь сегодня. Древние пророки предупреждали народ Израиля, что ему не следует полагаться только на силу своих рук и на крепость наших стен. Во время осады Иерусалима вавилонянами пророк Иеремия предупреждал, что евреи укрепляют стены, но не укрепляют свой дух. В своей книге “Плач Иеремии” он оплакивает падение Иерусалима. Может быть, урок для нас состоит в том, что и в наше время, как и в древности, Израиль полагался на стены, на заборы безопасности, которые должны были защитить Юг страны. Израиль полагался на свою разведку и на свою армию, которые, к сожалению, тоже в момент трагедии 7 октября оказались несостоятельными. И урок, который мы извлекаем сегодня, связан с тем, что, конечно, нужна армия, нужна разведка, нужен забор, но есть нечто не менее важное — это дух народа.
Мудрецы Талмуда утверждают, что второе разрушение Иерусалимского Храма римлянами произошло из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. И хотя Храм разрушили римляне, которые ненавидели нас, тем не менее слабость еврейского народа проявилась в междоусобной войне, которая велась даже в тот момент, когда Иерусалим был окружен врагами. Как это могло быть: Иерусалим окружен врагами, шла война, а внутри Иерусалима разные партии продолжали бороться друг с другом? Впрочем, друзья, мы это видим сегодня на улицах Тель-Авива и Иерусалима, когда демонстранты требуют отставки правительства, а не победы над ХАМАСом. А ведь для того чтобы победить, евреи должны стремиться к единству. Не случайно и лозунг этой войны: “Вместе победим!”
Ещё одно событие нашей истории произошло 17-го Тамуза — это грех золотого тельца. Когда Моисей спустился с горы Синай и увидел, что евреи танцуют вокруг золотого тельца, то Скрижали Торы выпали из его рук и разбились. Давайте задумаемся. В истории все повторяется. Поколение приходит, поколение уходит, а Земля остается вечной, писал царь Соломон, утверждая, что меняются лишь декорации, а суть явлений остается одной и той же. Если в момент греха золотого тельца разбились Скрижали Торы, то как это связано с тем, что в тот же день тысячу лет спустя пали стены Иерусалима? Стена защищает и хранит нас, а мы храним Тору. И в этот трагический день мы начинаем осознавать, что не столько мы храним Тору, сколько Тора хранит, объединяет и вдохновляет нас на победу врагов.
Идея автора о защитной функции Торы явно противоречит весьма популярной в иудейской среде идее, что лучшей защитой евреев стал воевавший против Торы большевизм.