Фрида Илюхин
Люблю я гулять по Иерусалиму, по его таким разным кварталам, — с друзьями, туристами, всеми, кому интересен наш Вечный город.
Не меньше люблю я гулять одна, открывая всегда какие-то новые для меня места и закоулки, как в старом, так и в новом городе.
Но больше всего люблю гулять по Тальбие. Может быть потому что это первый квартал, с которым я познакомилась … или, быть может, потому что действительно есть в нем какой-то необыкновенный шарм?..
Первую свою экскурсию по районам Иерусалима я провела именно здесь.
Дом В Тальбие, где первые две недели на родине жили мы, новые репатрианты, принадлежал Дане и Нахуму Левин (моим дяде и тете), правда, — не весь дом, а только второй этаж.
Тогда эта улица была единственной в районе, которая имела название и называлась она — ул. Абдаллы. Сейчас она носит имя Зеэва (Владимира) Жаботинского. А так, иерусалимцы знали Верхнюю и Нижнюю Тальбию.
Позже, поселившись в своей квартире на севере Иерусалима, мы часто приезжали сюда, — проведать Даню.
Она не любила слово» гости», так что, мы никогда не «приходили в гости», а просто проведать ее , побеседовать, вернее — послушать ее рассказы…
А как-то собрались «артисты» из театра «Урим», основанного Даней, и вспоминали они свою юность, и как много им дал театр. А мы с коллегами сняли видео, которое сейчас находится в театральном архиве университета на горе Скопус.
После смерти Дани этот дом был продан, а его хозяева появляются в Иерусалиме один раз в год, на праздник.
Так что, дом закрыт и является одним из 15 000 домов-призраков Иерусалима.
Дома в Иерусалиме, как впрочем и в других крупных городах (Тель Авив, Герцлия, Натания…) покупают богатые жители других стран как вложение капитала или как место, куда можно бежать в случае необходимости.
Мэрия Иерусалима пыталась бороться с этим отрицательным для города явлением, увеличив налог на имущество (арнону) в два раза, но по многих причинам никакого эффекта не получилось…
Район Тальбия был основан в 1923г. и начал застраиваться арабами-христианами на земле, взятой ими в аренду или выкупленной у Греческой Церкви.
Район носил светский характер, здесь не было молельных домов. Первые дома строились в мамлюкском или ливанском стилях.
Во времена второй мировой и войны за независимость этот район был закрыт англичанами, были специальные блок-посты, где тщательно проверяли всех, кто хотел войти.
Даня описывает с какими трудностями они столкнулись, когда возвращались сюда домой зимой 1948г.
После мая 1948 года, когда еврейский ишув Палестины провозгласил независимость, большая часть арабского населения покинула свои дома.
А сейчас в этом очень престижном районе расположены резиденции Президента и Премьер -министра Израиля, Иерусалимский театр, Музей искусства ислама, Институт Ван Лира, Парк Колокола и парк Роз, польское и бельгийское консульства, музей писателя Хаима Азаза(Хазаза), институт психоанализа, монастырь Капуцционов и многое другое…
Мне же больше всего нравится любоваться старыми виллами и рассказывать о людях, которые здесь жили: Давид Маркус, Константин Саламе, которого называли палестинским Ротшильдом, Ицхак Навон-пятый президент Израиля, Орд Вингейт, Нееман-министр юстиции, и многие другие известные люди.
Конечно, район меняется… как и во всем городе здесь появляются новые современные многоэтажные дома. Например, на месте виллы Шаровер возникла многоэтажка, а напротив уже около двух лет стоит гостиница Театрон.
Что остается без изменений — это удивительно спокойный, тихий и очаровательный характер района. Он никуда не спешит и не суетится, продолжает двигаться вперед тихой и сдержанной поступью старого аристократа.
Вид на северо-восток с моста у Иерусалимского театра
================================================
Иерусалим. 2024