НЕПОКОРНЫЙ НАРОД
Третью тысячу лет отличается ночь от других,
Пусть правители разных времен не скупились на зло,
Не сегодня, так завтра получит все казни свои Фараон,
Даже если считал, что ему повезло, что давно,
Что быльем поросло, и свидетелей нет, что нельзя
Помнить всех, помнить всё третью тысячу лет.
Раз в году удивительной ночью при полной луне
Мы сметем со стола крошку хлеба и будничный быт,
И печальная сказка о древней далекой стране
За столом оживет, и о нынешнем заговорит.
Только тот не согнется под грузом нелегкой судьбы,
Кто ушел из Египта, дорогу назад позабыв.
Третью тысячу лет мы о рабстве ведем разговор.
И звучит заклинаньем квадратная черная вязь,
Наливаем пророку бокал, открываем запор,
Преломляем мацу и в подушках сидим, развалясь,
Непокорный народ амалеками бит и гоним,
Миллионами уст повторяем Всевышнему гимн.
Мира Яникова, Израиль
ПЕСАХ
Нет, мы ничего не забыли,
Вернувшись домой налегке.
В Египте рабами мы были,
Мы были рабами в совке.
Столетья, гоненья, дорога…
И вот за пасхальным столом,
В Отчизне, дарованной Б-гом, —
Лехаим, родные, шалом!
Но, сбросив тряпье и ливреи,
В непознанном отчем краю,
Сегодня танцуют евреи
У ямы на самом краю.
Не рвись, мой народ, за грани,
Чтоб вновь оказаться в былом.
Есть поле для лучших стараний.
Лехаим, родные, шалом!
Анатолий Шехтман, Израиль, 2003 г.
ЧУДО ИСХОДА
И чашею пророка Илии,
И «хлебом бедности» увенчан стол пасхальный.
Приди, алкающий, недужный и печальный,
И с нами тихую трапезу раздели!
Убог наш пир, подобно доле нашей
С ее отравленною чашей
Обид, скорбей, тысячелетней тьмы…
— И этот пир — свободы пир заветный?
— Не спрашивай, дитя! Вопросов ряд несметный.
Ответ один: «Рабами были мы!»
Рабами были мы без чувства, без сознанья
Бесчисленных обид за долгие года,
Рабами низкого, слепого подражанья,
Трусливой робости и пошлого стыда.
Привыкнув и сплотившись без возврата
С неволей полонившей нас тюрьмы,
Египта одного невольники когда-то,
Десятка стран рабами стали мы.
И что ж, не дивное ль свершается пред нами,
Свободы светлый пир — в семье слепых рабов?
На этот пир, гремя цепями,
Идут, идут со всех концов
Сыны единого народа
И чудо древнее Исхода,
Как вешний цвет среди могильных плит,
Их взоры радует и сердце их живит,
И чашу Илии наполнив неизменно,
Ждет гостя милого народ,
Как сотни лет назад он ждал и как вперед
Веками ждать готов, по всем путям Вселенной,
Влача железный гнет невзгод…
Приди же! О, приди, наш искупитель славный,
Души народной боль уйми!
И чашу наших мук ты чашею заздравной
Над нашей долей подними, —
Чтоб Пасху новую, великую справляя,
И в радости, и мире вспоминая,
Преданья смутные, как смутный образ тьмы,
Рассказывать могли б мы детям,
Как когда-то во дни, минувшие навеки,
Без возврата рабами были мы…
Шимеон (Семен) Фруг (1860 — 1916)
МЕСЯЦ НИСАН
Наших предков звучат голоса,
Удостоенных званья народа, —
Первый месяц, священный Нисан,
Это сладкое слово — свобода!
Светлый месяц, весенний Авив,
Отсчитавший свободы минуты…
Вдохновенен из рабства прорыв
От покоя, смиренья, уюта.
Не вернуться к покорности вспять.
Эти сотни людских поколений —
Из «Египта» выходят опять,
Проходя к совершенству ступени.
И, как исстари, наши отцы,
Ты, законов святых не нарушив,
Должен вечно, как тесто мацы,
Беспокоить уставшую душу.
Горечь пут нам напомнит марор,
Плена мрак, путь удобный — но ложный,
И забвению тяжкий укор
Тот обряд, многозначно-несложный.
Снова праздничный месяц Нисан,
Вспоминаем мы наши истоки,
И опять, как тогда, на весах
Жизнь иль смерть — этот выбор жестокий!
Светлана Бабицкая, 2006 г.