На фото: Раввин Бенцион Ласкин, посланник Всемирной сионистской организации Евгений Леках и майор спецназа израильской армии Яир Ансбахер
Рав Бенцион Ласкин, директор удивительного проекта Russian Shabbaton “Русский Шаббатон”, который последние два года называется International Shabbaton “Шаббатоном Международным”.
В этом году Шаббатон проводился в Хилтон отеле в Парсиппани, Нью-Джерси. Это был пятнадцатый Шаббатон, и на этот раз в нем приняли участие более тысячи двухсот человек из общин Бруклина, Квинса, Манхэттена, Стейтен-Айлента, Нью-Джерси, Филадельфии, Бостона, Балтимора, Майами, Сан-Франциско и других городов Америки. Шаббатон организует международная организация «ХАМА», возглавляемая раввинами Гилелем Зальцманом, Мошиахом Худайтовым и Беньомином Молоховским совместно с Молодежной Любавичской Организацией, которую возглавляет раввин Касриэль Кастель. Шаббатон проводится при поддержке Всемирной Сионистской Организации.
— Рав Бенцион, поздравляю вас с потрясающим успехом, в очередной раз вам удалось организовать грандиозное мероприятие — тысяча двести евреев собрались вместе!
— Спасибо за поздравления. Это действительно было полное вдохновения мероприятие, объединившее тысячу взрослых и двести детей. С пятницы по воскресенье участникам было предложено 72 лекции и восемь трапез, включая концерт еврейской музыки после исхода шаббата. У нас была особая молодежная программа, и мы были рады участию более ста молодых людей возглавляемой вами организации RAJE (Russian American Jewish Experience).
— Как вы отвечаете на вопрос: можем ли мы радоваться и веселиться, когда в Израиле идет война?
— Это очень важный вопрос, на который ответил выступавший на Шаббатоне майор спецназа израильской армии Яир Ансбахер, который 7 октября освобождал киббуц Нир Ицхак.
Он говорил о том, что единство нашего народа — это ответ всем нашим врагам. Еще мудрецы Талмуда спрашивали, почему в годы правления праведного царя Давида многие его воины погибали в боях, и это несмотря на то, что они изучали Тору и соблюдали заповеди, в то время как в годы правления грешного царя Ахава почти никто из его воинов не погибал. Мудрецы объясняли, что во времена царя Давида не было единства, и потому его воины гибли, а во времена Ахава было единство, и его воины побеждали врагов. Потому и в наши дни, когда продолжается война, мы должны помнить, что в единстве — наша сила! Для того, чтобы мы смогли добиться победы в этой войне, наш народ должен сначала добиться единства.
Любавичский Ребе подчеркивал, что Тора называет нас, евреев, “бней Исраэль” детьми Израиля. Мы не просто жители Израиля или граждане этой страны, мы, в первую очередь, дети Израиля. Ты можешь не видеть своих родителей 20, 50 или даже 2000 лет, но помнить, что все мы потомки наших родителей, и потому все мы — братья и сестры.
На Шаббатоне мы плакали, вспоминая погибших солдат и мирных граждан, молились и читали псалмы, принимали на себя исполнения заповедей во имя спасения заложников и ради победы Израиля. Но все же главное, что мы должны делать сегодня — это не плакать, а радоваться вместе.
Известный еврейский писатель Эли Визель в воспоминаниях описывает свою первую встречу с Любавичским Ребе в начале 1960-х годов. “Этот простой разговор, — пишет Визель, — длился почти всю ночь и “стал поворотной точкой в моем творчестве”.
Ключевым вопросом разговора был Освенцим: “Как вы можете верить в Б-га после Освенцима?” По мере развития беседы Ребе понемногу подталкивал посетителя к тому, чтобы тот понял, зачем попал сюда, какими были глубинные мотивы его визита.
— Чего вы от меня ждете? — спрашивал Ребе. После нескольких часов наступил момент прозрения.
— Вы спросили, чего я жду от вас, и я сказал, что ничего не жду. Я ошибался. Я хочу, чтобы вы научили меня плакать.
— Плакать недостаточно, — ответил Ребе. — Я научу вас петь.
В этом и состояла цель нашего Шаббатона в этом году: как наш плачь превратить в радостную песню, а нашу боль — в силу нашего единства.
— Расскажите, пожалуйста, что произвело на вас самое большое впечатление?
— Я продолжаю находиться под впечатление рассказа Яира Ансбахера. Майор Яир Ансбахер (к слову, родственник прославившегося своими героическими действиями знаменитого командира бункера Тель-а-Саки на Голанских высотах во время войны Судного дня Менахема Ансбахера) является командиром подразделения специального назначения по борьбе с террором LOTAR, базирующегося на базе Адам. В ряде интервью и статей о бое, который ему и его подразделению пришлось вести в субботу (когда ХАМАС начал вторжение), майор Ансбахер раскрыл несколько очень тревожных моментов.
“После той первой страшной ночи на исходе праздника Симхат-Тора… когда мы обнаружили страшный урон, нанесенный армии, ее мозговому центру, на границе, вели бесконечные бои с убийцами, видели гибель своих товарищей, слышали о том, что произошло с гражданским населением киббуцев, старыми людьми, детьми, женщинами, семьями, .. я не мог заснуть вообще. Очень тяжело было пережить тот неимоверно долгий день и ту ночь. После всех ужасов, которые всплывали и поднимались в памяти… И мыслей, что будет дальше… Я встал и хотел заставить себя начать день: омовение рук, благодарность, молитва… Утром еврей должен молиться. Но я не мог. Меня отделяла от Всевышнего гладкая стена и ужасные негативные эмоции…
Тогда я открыл сборника писем Любавичского Ребе. “Я плачу, когда вспоминаю об этом. Это не слезы страха или гнева. Ничто не заставит меня заплакать, кроме… Евреи, праведники, Б-г — это то, что вызывает у меня рыдания”
«Ребе, что происходит? Надо ведь молиться!» Я открываю книгу. В точном соответствии с вопросом — и ответ: «Еврей должен молиться… Если ему так тяжело молиться, то надо изменить тактику. Пусть представит себя кем-то другим, не самим собой. Пусть осознает, что он — весь еврейский народ».
Я понял! Ребе сказал мне: «Ты не Яир и не Моше, ты теперь — весь Израиль».
Начался дождь… Мне стало легче. Отчаяние прошло. Сейчас мы должны довести дело до победного конца. Нужно ликвидировать всех виновных. И с этим настроем я провел утреннюю молитву…”.
— И эта молитва дала Яиру силы взять оружие и продолжить защищать свой народ. Уверен, что единство нашего шаббатона посылает огромную силу и благословение народу Израиля, добиться, чтобы это дало силы установить миро в границах Израиля, и чтобы мы могли туда приезжать вместе и радоваться общим радостям!
Беседовал Лев Кацин