Да простит меня незабвенный Аркадий Исаакович Райкин за воровство имени его бессмертного сериала — но лучшего я не отыскал. Судите сами.
В Тель-Авивском музее 12 февраля проходит конференция «Надежда». Ну, та самая, которая «мой компас земной, а удача — награда за смелость». И вправду, смелость её ораторов — наша удача, горячий арабский шукран (спасибо)! Выяснилось, что резня 7 октября — «сущая ерунда» в сравнении с убийствами в Руанде, на ней не стоит заострять внимание. И вообще, как настаивает самый яркий и честный из ораторов Моше Радман, «Хамас не представляет экзистенциальной угрозы» (это просто милые шутники). А «экзистенциальную угрозу представляет»… правильно: «внутренний враг», правительство. «У нас сейчас война не с Хамасом… настоящая война — против Биби Нетаниягу, Смотрича и Бен-Гвира, их надо свалить любой ценой». В конце спича — бурные продолжительные аплодисменты, дорогой Леонид Ильич позавидовал бы.
Впрочем, шедевр сей не оригинален, вспоминаю, как прикалывался рав Амнон Ицхак над заявлением полицейского начальника: «Хамас — харта (араб.: враньё, чепуха) , Хизбалла — барта (рифма-присказка к харта), настоящая угроза — рав Амнон». И запись пикирующих самолётов и ревущих танковых моторов. Как видите, свои войны у людей и манекенов.
Формула Талмуда: «праведники и после смерти живы, грешники при жизни мертвы». Рабы идеологии, на кого почти не влияет происходящее (смотри в психологии про «доминанту», которая подчиняет себе даже то, что прямо противостоит и её опровергает) — первые кандидаты на долю в этой формуле. Манекены. Публика удивляется, отчего столь любы друг другу либералы-прогрессисты и исламские фанатики? Ответ прост: и те, и другие рабы идеологии, у тех и у других она за критикой, сомнение в догматах воспрещено, реальные события маловажны в сравнении с требуемой их интерпретацией. Это — союз манекенов. И прав товарищ Радман (сперва я его фамилию верно прочёл как Рамадан), экзистенциальная угроза таким не изверги, а именно нормальные — живущие, ошибающиеся, ищущие. Это — экзистенциальная угроза «непогрешимой догме», заменяющей разум и сердце. Опасность — праведники, «живые и после ухода». Я не говорю, что все перечисленные «сваливаемые» относятся к этой категории, но у манекенов сильный нюх на всё, что хоть на шаг приближается к противоположной части формулы.
Раджниш посмеивался над учениками Кришнамурти: «говорит им — мыслите самостоятельно, не следуйте ни за каким авторитетом — и они это старательно конспектируют». Тора, конечно, знает о ловушке и поэтому включила несколько антидотов. Например, важнейшая заповедь учиться, вникать, критиковать. Да, из-за этого у двух евреев три противоречащих самим себе мнения — но это лучше, чем превращение в идеологически подкованного робота-манекена.
Обратите внимание на реакцию после 7 октября в Израиле на противоположных концах «шкалы». С левого фланга после маленького затишья на шок и испуг — упомянутая «главная война» и провокационные демонстрации «любой ценой спасай заложников» — при полной ясности, что такое невозможно, демагогия лишь усиливает аппетит Хамаса и мешает реальному освобождению. Но зато — наводит тень на плетень «жестокого правительства»! Заводиле сих «протестов» задал ехидный журналист столь же провокационный вопрос: «что, даже ценой того, чтобы Нетаниягу ещё 5 лет остался премьером?». Последовало долгое мычание… наконец честняга вымолвил: «ну, это другое дело…». В смысле — ну не настолько же любой ценой!
С противоположного конца (я не о «правых», я о людях Торы): молитвы и псалмы, «общее горе и общее спасение народа». В первый же день, когда масштабы трагедии определились, полторы тысячи молодых харедим просятся в армию (процесс и теперь продолжается), богатые хасиды оплачивают перелёт резервистов, собираются деньги на бронежилеты и прочее, много моих знакомых берут отпуска и мчатся на Обетованную «хоть чем-нибудь помочь»… При том, что подавляющее большинство убитых и захваченных — «светские» и левые, многие даже активисты «еврейско-арабской дружбы», о ком хамасовцы имели подробную информацию. Так кто же видит наш народ живым и единым?
Впрочем, только что попала в лапки брошюра «Битва продолжается» — о борьбе с сионизмом, который «задерживает раскрытие Машиаха» и во многом ещё виноват. Пока не прочёл, от комментария воздержусь (глупая привычка с Политеха), но чудится, что энтузиасты есть на разных полюсах и чем-то маникенистым попахивает. По виду, эпохальный труд отпечатан ещё до октября, но сейчас самое время его в синагогу подбрасывать…
Расскажу для контраста каплю о праведнике, «который и после смерти жив». Только что вернулся с похорон; ему надо посвятить отдельный материал. Обычно на похоронах тяжёлая атмосфера, но здесь этого не ощущалось — все рассказы об ушедшем пробуждали чувство светлое и возвышенное. Подтверждаю — он, наш друг, таким и был. Самый скромный человек, которого я знаю, делая тебе добро, искренне тебя же благодарил за любую мелочь. Тора была его жизнью, занятия в любые возможные минуты. Прекрасный доктор и диагност, никогда не отказывавший в лечении, неважно, если бесплатно. Огромная помощь всем нуждающимся и всевозможным организациям Торы; кажется, он и работал в основном ради этого. В любую поездку брал медицинский чемоданчик, обязательно выстроится очередь, хотя дерматолог вроде бы не должен лечить «за всё» и тем более бесплатно и в своё свободное время, пусть бы и глубокой ночью. Абсолютно нормальный человек, любил детей и возился с ними, при этом наивысшее счастье — изучать с ними Тору. Страдая годы от Паркинсона (отчего-то эта штука нередко навещает ныне праведников), ни разу не пожаловался. А у меня годами вопрос: если такой человек, как Херши Блабстейн, мучается и постепенно буквально сгибается в дугу, продолжая делать любое, ещё посильное ему добро, то каковы же наши небесные счета?..
Как же ухитриться оказаться среди дышащих, а не силиконовых изделий? Дело непростое, особенно когда сегодняшние политические системы предпочитают плодить манекенов. Где «правильно» голосующих, где годных на пушечное мясо, либо на каторгу за идею и чашку риса. Темпы новостей тоже призваны принудить не углубляться, а «подсесть на иглу» их скорострельной будоражащей чепухи.
Совет первый — впрочем, рискованный — постараться сохранять собственное мышление и готовность искренне чувствовать, отслеживать, сколь настоящи твои выводы и переживания, не плод ли они внешних, не тобой выбранных внушений. Второй — искать общество живых и мягко уклоняться от объятий манекенов. Третье — обязательно учиться, причём в зависимости от изучаемого предмета и духовной надёжности учителя-соученика, сохранять большее или меньшее пространство для критики и поиска альтернатив. Наконец, главное: стараться не забывать, что ты, именно ты (как и любой иной) сотворён по Образу и Подобию, Создатель «вдохнул в тебя дыхание жизней» (душу). Ты — частица и одновременно копия Адама, который «видел вселенную от края и до края» и потому ты тоже способен, пробудив глубинное, закалив волю и будучи готовым менять, коли окажется важным, свои пути и взгляды — видеть во вселенной значительно дальше собственного носа.
А главная защита от «манекизации» — суметь отыскать свой личный, никем и никогда не повторимый контакт со Всевышним, Источником жизни. Мудрецы говорят, что высшие сферы души в этом мире не проявляются — а я не верю. То есть они, конечно, не проявлены автоматически, не заданы самим фактом твоего рождения — но может человек отыскать и свою «хаю» — высшую жизненность в сообщении со Всевышним. И даже собственную «ехиду» (единицу) — неповторимую уникальность, уйдя в себя достаточно глубоко и искренне. Настолько, чтобы ощутить в себе «Я — Г-сподь Б-г твой». Именно так, а не иначе Себя в тебе желающий проявить.
Непросто — но стоит игра свеч, уж больно противна роль манекена!