— В прошлую пятницу я увидел, что на обочине дороги продаются цветы. Я остановил машину, чтобы купить их. Внезапно заметил, что рядом со мной покупает цветы Гершон Захария Астрахан. Я знаю его, потому что он принимал у себя беженцев из Украины. Гершон Захария был заметно расстроен и рассказал мне, что утром он стал свидетелем и невольным участником террористической атаки, в результате которой погибли несколько израильтян. Гершон Захария поделился со мной, что, возможно, остался в живых потому, что в тот момент он был «шалиах мицва», посланником мицвы.
Что же это такое — «посланник мицвы»?
Представьте себе, что кто-то из ваших друзей собирается, например, из Нью-Йорка лететь в Иерусалим, и вы просите его: «…вот доллар, и когда ты будешь там, дай, пожалуйста, это бедному». И вот человек, который берёт эти деньги, уже становится посланником. Есть особое благословение ему, чтобы он успешно добрался до места назначения, и эту мицву исполнил.
Это хороший обычай, но есть в этом и особая глубина. Мицва — это не только личная просьба, это ещё и заповедь, которую заповедал нам Всевышний. Поэтому человек становится не столько моим посланником, сколько посланником Всевышнего. Каждый, кто пришёл в этот мир, является посланником Творца. Ведь мы пришли для того, чтобы сделать этот мир лучше, осветив тьму. В тот момент, когда человек начинает осознавать, что его миссия в этом мире — стать посланником Всевышнего, он получает благословение, и все его дела, и все его испытания обретают совершенно новый смысл. Всевышний обычно не посылает человеку испытание выше его сил. Если же испытание выше человеческих сил, то вместе с этим испытанием посылает и силы для его исполнения. Может быть, встреча с Гершоном Захария поможет нам задуматься: посланником какой мицвы является каждый из нас в этом мире?
— Гершон Захария, сегодня я вижу вас в форме и с оружием в руках. Прежде всего, хочу попросить вас рассказать о том, что произошло несколько дней назад, когда вы стали свидетелем теракта.
— Так получилось, что я стал не только свидетелем, но и участником того, что произошло. Я являюсь активным резервистом ЦАХАЛа и в данный момент выполняю задачу по охране посёлков, которые расположены вокруг сектора Газы. Я возвращался домой на шаббат после нескольких недель службы. По дороге в Иерусалим, где я живу, при повороте на перекрёсток около города Кирьят Малхи я услышал выстрелы. Это был как раз кровавый теракт, который произошёл в пятницу на этом перекрёстке. К счастью для меня, я услышал выстрелы, поворачивая на перекрёсток. Это позволило мне понять ситуацию и войти в неё более подготовленным. Я видел, что происходит, к счастью, это не было нападением сзади. Выскочив из машины, я принял положение стрельбы, патрон поместил в патронник и начал приближаться к месту. К моменту, когда я уже подошёл и был готов выстрелить, террорист был ликвидирован гражданским с пистолетом. Это ещё раз указывает на то, как хорошо, что в наше время у гражданских лиц есть огнестрельное оружие, которое они готовы и умеют правильно применить. После теракта началась проверка местности, так как была информация о том, что есть второй террорист. Самым тяжелым испытанием для меня был даже не сам теракт, а то, что произошло после него: мы пытались оказывать помощь раненым, а это было практически невозможно, и они погибали прямо на глазах, несмотря на то что рядом были и люди с медицинским опытом.
— То есть три человека погибли буквально у вас на глазах, вы стали свидетелям этого. Вы также упоминали, что чувствуете, что вашу ситуацию изменило то, что в тот момент вы были «шалиах мицва», у вас была задача, вы были посланником.
— Да, я рад поделиться этой историей, потому что именно для меня она стала тем, что привело меня на перекрёсток за несколько мгновений до активной фазы теракта. Потом уже, в течение шаббата и дальнейших дней, я начал задумываться и вспоминать, как так получилось. Я осознал некоторые моменты. За несколько недель до произошедшего, находясь на побывке в Иерусалиме, в одной из синагог раввин узнал, где я служу, и дал мне монету… Есть такая традиция еврейская, давать монету, чтобы после окончания сложной ситуации положить её в цдаку, направить на благотворительность. И, таким образом, человек, который вовлечён в это, уже не просто ходит по планете, а у него есть задача духовная, и он в каком-то смысле «застрахован».
Я уже выходил из дверей синагоги, когда ребе догнал меня и попросил взять еще пять монет и дать их пятерым солдатам, с которыми я служу. Я уже почти забыл об этом… У меня было ночное дежурство с четверга на пятницу. После дежурства, выезжая за ворота, я вспомнил о просьбе ребе и поделился с солдатом монетой. Это заняло несколько минут, я объяснил ему суть, как мне объяснил ребе, передавая эту монету. И только когда он понял — я поехал дальше. Этот момент сыграл важную роль для меня в данной ситуации.
В этот день мы с вами встретились, покупая цветы… В каком-то смысле у меня это был второй день рождения. Я остановился купить цветы, чтоб подарить их маме, поздравить её с шаббатом.
— Дай Б-г, чтобы вы жили долгие годы и могли отмечать день своего рождения с родителями, братом, семьёй и друзьями. Я хочу упомянуть, что «шалиах мицва» — это талмудическое выражение: посланники для исполнения заповедей или сам исполняющий заповедь имеют особое благословение. особую сохранность и особую защиту небес. Талмуд в этой связи приводит пример одного человека, который поднимался по лестнице, чтобы выполнить мицву, проявить милосердие к птице, и упал с этой лестницы. Спрашивается, как же так: он выполнял мицву и упал? Объясняет Талмуд, что в ситуации большой опасности, например, поднимаясь по шаткой или непрочной лестнице, человек должен обезопасить себя.
К сожалению, почти каждый день мы видим фотографии людей, которые исполняют самую великую заповедь, они защищают свой народ от террористов и, тем не менее, погибают в бою.
Когда вы пошли в армию, вы понимали, что это опасно. Вы приехали из Украины, почему вы, который, в принципе, не был обязан идти в армию, тем не менее, решили стать в армии волонтёром, несмотря на опасность?
— Не знаю, сознавал ли я до конца всю опасность. Светлая память тем ребятам, которые погибают, защищая нас. Сейчас я в армии, но большинство времени я гражданский человек. Активно начал интересоваться еврейством еще задолго до приезда в Израиль, где-то с 10 лет. Потом делал карьеру, учился в Украине, в Америке, работал за границей. Зёрна сионизма давно вели меня в Израиль. Мне очень хотелось служить в армии, но из-за того, что алию я начал уже в достаточно зрелом возрасте — не армейского призыва, это было сложно. Я не находил путь, но вот этим летом — получилось. На этом перекрёстке я мог быть просто гражданским человеком, а так я был человеком с оружием, армейским, недавно прошедшим стрельбы. Только летом я закончил учебку, не прошло и полугода, как я восстановил свои гражданские документы, и началась война 7 октября. Я пошёл резервистом в армию. Я вообще служу в спасательной команде, но, к большому сожалению, в начале войны я занимался поиском и идентификацией погибших — как гражданских, так и военных лиц. До войны мне бы очень тяжело было смириться с такой задачей. Тем более, после того как долго хотел попасть в армию, более десяти лет. Раньше, последние несколько лет, я работал в области репродуктивной сферы, то есть это другая часть жизни. Я занимался медицинскими делами, борьбой за жизнь.
— Скажите, пожалуйста, в процессе вашей службы был ли какой-то момент, где вы испытали наибольший страх, или наибольшее разочарование или боль?
— Сами события 7 октября для меня очень непонятны до сих пор. Я их не до конца принял. Постоянно был занят чем-то, и из-за занятости я не мог заниматься большим анализом. С 7 октября я был включён в деятельность, и это не первый раз, когда я рвался помогать в Израиль. Я был волонтёром и в армии, и не в армии. Я точно могу сказать: от того, что была возможность быть полезным, было гораздо легче. В 2014 году я не мог быть активно полезным, и это было для меня гораздо сложнее.
— А в 2022-м?
— В 2022 году началась ужасная война в Украине. Я родом оттуда и большую часть жизни прожил там. Я с первых дней стал волонтёром по гуманитарным, медицинским вопросам, вернувшись в Израиль, продолжаю дистанционно заниматься этими вопросами. Хочу верить, что я был полезным и сделал всё, что мог. Я старался применить предыдущий опыт, знания, связи, умение.
— В 2022 году, когда началась война, вы уже жили в Израиле. Значит, вы должны были принять решение о том, чтобы ехать помогать украинским еврейским беженцам?
— Когда началась война, я наладил связь, в первую очередь, с теми, с кем был знаком, учился. Кроме того, мы всегда достаточно активно поддерживали связь со знакомыми, друзьями, в том числе с еврейскими общинами в Украине. Живя в Израиле, я занимался разными проектами. Я попал в израильскую группу волонтёров, которая вылетела буквально через несколько дней, и находился в местах концентрации беженцев. Когда система помощи наладилась, я занимался сложными медицинскими случаями.
— А кто вы по профессии?
— Я окончил университет и специализировался на клинической фармакологии. В этом направлении я работал до десятых годов, развивал бизнес в Украине и Восточной Европе. Потом зёрна сионизма проросли, и меня потянуло в Израиль. Это был нелёгкий, долгий и бюрократический путь. Я не мог работать в индустрии и открыл для себя биомедицинской стартап. Сейчас я предприниматель, исследователь и даже чуть-чуть изобретатель.
— Что вы думаете по поводу происходящего сегодня на поле боя в Украине? В значительной степени есть зависимость от того, что происходит в Америке. Как вы знаете, есть некое крыло популистов, я не хочу называть их республиканцами, которые просто срывают помощь Украине. Похоже, что они вдохнули в Путина надежду. Пала Авдеевка, и как будто российские войска переходят в наступление. Что вы думаете по поводу тех евреев, которые говорят: «Это не наша война, нам не надо вмешиваться»?
— Я их не только не поддерживаю, а очень хочу донести до них следующую идею: и Тора, и Библия говорят, что нужно отдалиться от зла. То, что происходит в Украине — это зло. В этом нет сомнений, и любому нормальному человеку это видно. Я постоянно на связи со своими знакомыми и близкими в моем родном Харькове, знаю, что там происходит. И мы должны стараться это зло остановить. Написано: «Пусть евреи построят Мне Храм, и Я буду жить в них». Конечно, это относится к Иерусалимскому Храму, но не просто так и в иврите, и в переводе на русский, это звучит как «Я буду жить в них». Каждый человек из своей жизни строит храм, в том числе исполняя заповеди, совершая что-то хорошее. Нам иногда кажется, что мы построили храм, но если мы закрыли в нём ворота, окна и двери, то Всевышнему очень тяжело поселиться в нём. Я призываю и наших еврейских собратьев, и неевреев, которые услышат меня, всех людей, которые могут различить добро и зло, открыть свои сердца для помощи Украине.
— Важно, что это звучит от вас, солдата Армии обороны Израиля. Ведь вы, как и весь народ Израиля, тоже нуждаетесь в поддержке, в частности, в поддержке духовной. Вы сказали нам, что каждый человек — это храм, а в храме ведь был светильник, Менора, источник света. Потому храм является местом источника света, духовного и морального, поэтому мы должны отличать добро от зла и понимать, что свет наших душ может рассеять тьму.
— Да, свет наших душ может рассеять тьму, и иудаизм призывает нас действовать. Поэтому если мы можем как-то помочь — словом, делом, копейкой, советом — нужно помогать. Помогать сейчас не просто, у нас война в Израиле, и она тоже затягивается.
В предыдущей недельной главе написано: «И дайте по зову сердца своего», а в протяжении времени зов сердца может утихать. Наша задача поддерживать этот огонь, как Менору в храме, о которой вы упомянули. В светильник нужно подливать масла, поддерживать огонь. Еврейский подход — это не только мысль и духовность, это ещё и действие. Поэтому я, по возможности, прошу всех поучаствовать в помощи и в нашей войне, и в войне в Украине так, как они смогут: помогая или влияя на политические круги, которые ответственны за принятие важных решений. Дай Б-г нам всем успехов на этом пути.
— Пусть Всевышний даст вам силы и хранит вас и всех воинов народа Израиля. Вы не просто говорите, и не просто молитесь — вы с оружием в руках стоите у южной границы Израиля и защищаете её от террористов. Поэтому вы имеете право больше чем просто наблюдать со стороны, но и вдохновлять и призывать нас к действию. Надеюсь, что в результате нашего с вами разговора будет больше добрых дел, что мы скоро увидим наших заложников, возвратившихся домой, что зло будет разрушено и свет, о котором вы говорили, обязательно рассеет тьму.
Беседовал Лев КАЦИН