Отец и сын Байдены. Фото: time.kz
В начале прошлой недели защита тайного осведомителя Александра Смирнова, арестованного 14 февраля в Лас-Вегасе за ложь ФБР, и федеральная прокуратура перестреливались ходатайствами по поводу меры пресечения, которую должен был назначить ему суд.
Известные местные адвокаты Дэвид Чеснофф и Ричард Шонфелд просили отпустить своего подзащитного домой до суда под гласный надзор властей, а прокуратура доказывала, что 43-летний Смирнов обладает возможностями и средствами уйти в бега, и требовала оставить его в КПЗ.
28-страничное ходатайство прокуроров содержало отрывки из донесений Смирнова ФБР, из которых явствует, что облыжные утверждения осведомителя о миллионных взятках, якобы полученных Джо Байденом и его сыном Хантером от украинской энергетической компании Burisma Holdings, были, по словам осведомителя, подсказаны ему российскими разведорганами.
В воздухе запахло Рашагейтом II. Адвокаты начали с того, что американский паспорт Смирнова уже изъят властями, и что он вызывается сдать свой израильский паспорт. Последние два года он постоянно проживает в Лас-Вегасе в кооперативной квартире своей подруги Дианы Лавренюк, а до этого 16 лет жил в Калифорнии.
Решая вопрос об освобождении до процесса, американские судьи принимают во внимание наличие у арестованного семейных связей. Адвокаты отметили, что живущий сейчас в Вашингтоне сын Дианы, бывший сержант-морпех, много лет являлся «частью жизни» Смирнова. Кроме того, во Флориде у обвиняемого есть племянница Линор Шефер, которая собиралась прибыть в Лас-Вегас на следующее судебное заседание. Смирнов не имеет судимостей, продолжали защитники. Если суд признает его виновным, то, согласно федеральному «Уложению о наказаниях», ему грозит всего от 15 до 21 месяца лишения свободы. Идея была в том, что от таких детских сроков никто не бегает.
Я писал, что Смирнову грозит до 25 лет. Но срок высчитывается в США по специальной таблице, в которой учитывается целый ряд факторов: от наличия старых судимостей до семейного положения осужденного. Обычно срок гораздо меньше максимального. В американской юриспруденции существует презумпция в пользу освобождения арестанта до суда, напоминали защитники Смирнова в своем 14-страничном ходатайстве суду. Исключения делаются лишь для тех обвиняемых, которые могут скрыться или представляют опасность для общества.
Смирнов обвиняется в ложных утверждениях по адресу нынешнего президента страны и его сына в связи с украинской компанией, писали адвокаты и отмечали, что предъявленные их подзащитному обвинения «гипертрофированы и политически мотивированы», а также не сопряжены со шпионажем или хищениями, и поэтому не относятся к категории серьезных. Наконец, обвиняемый не пьет и не принимает наркотиков, имеет «образцовый моральный облик» и страдает заболеванием глаз, по поводу которого перенес в прошлом году семь операций и нуждается в постоянном уходе. На следущий день Смирнов явился в суд в темных очках.
Ходатайство прокуратуры, в котором она пыталась опровергнуть все доводы защиты, было в два раза длиннее.
Обвинение перечисляло 4 обстоятельства, требующих, чтобы Смирнова держали взаперти. Во-первых, «он утверждает, что имеет контакты с многочисленными иностранными разведслужбами, и планировал покинуть США через два дня после даты своего ареста, чтобы совершить месячную поездку по ряду стран. Обвиняемый утверждал, что в ходе этой поездки он будет встречаться с сотрудниками иностранных разведорганов». По словам прокуроров, в случае освобождения Смирнова эти иностранные разведслужбы могли бы помочь ему поселиться на новом месте.
Во-вторых, в его распоряжении имеется ликвидность более чем на 6 млн долларов. На эту сумму «он мог бы безбедно существовать до конца своих дней».
В-третьих, если верить прокурорам, Смирнов скрыл от властей после ареста наличие у себя доступа к этим средствам, а заявил, что у него есть только полторы тысячи долларов наличными и 5 тысяч на текушем счету.
Прокуратура приложила к своему ходатайству копии банковских ведомостей, из которых явствовало, что в конце декабря на счету у Смирнова было более 2,9 млн долларов, а у Лавренюк — более 3,8 млн. Тот факт, что он скрыл эти авуары после ареста, говорит о том, что Смирнову нельзя доверять, писали прокуроры. Защита Смирнова парировала, что его ни разу не спросили об этих банковских счетах.
Наконец, он — гражданин Израиля. Ближайшее израильское консульство находится в пяти часах езды от Лас-Вегаса, в Лос-Анджелесе. То есть даже если Смирнов сдаст властям все паспорта, он в любой момент может восстановить свой израильский.
Когда он сделался тайным осведомителем и начал получать вознаграждение, за 14 лет составившее в общей сложности около 200 тысяч долларов, к Смирнову был прикреплен куратор ФБР, с которым они много лет постоянно общались, иногда каждый день. Именно ему Смирнов сделал в 2020 году ряд якобы лживых заявлений по поводу Байдена-старшего (который закодирован в судебных документах как «Госслужащий №1) и его сына Хантера (зашифрован как «Бизнесмен № 1»). Самым сенсационным было утверждение Смирнова о том, что хозяин Burisma Микола Злочевский якобы дал обоим Байденам взятки в сумме 5 млн долларов каждому. Когда минюст объявил 15 февраля об аресте Смирнова за ложь ФБР, многие сторонники нынешнего президента обрадовались, что разоблачение этого вымысла положит конец попытке республиканской фракции Конгресса объявить ему импичмент.
Член Палаты представителей Джейми Раскин призвал возглавляемый республиканцами надзорный комитет Конгресса, в котором он возглавляет демократическую фракцию, немедленно «прекратить свою мошенническую подготовку к импичменту». Комитет парировал, что «у нас имеются 30 миллионов причин продолжать эту подготовку, и ни одна из этих причин не зависит от коррумпированного ФБР или какого-то осведомителя». Имелась в виду сумма, которую Хантер получил на подставные компании от иностранцев неизвестно за какие услуги и потом перевел своим родственникам. В любом случае попытку импичмента практически наверняка отвергнет демократический сенат США.
Самый нашумевший раздел прошения прокуратуры оставить Смирнова в КПЗ посвящен описанию его контактов с иностранными разведслужбами, из которых прокуроры называют только одну — российскую. «Если у Смирнова нет связей с людьми в Лас-Вегасе, — саркастически заявляют они, — то у него хватает связей с заграницей, в том числе — и это самое тревожное — контактов, по его собственному признанию, с иностранными разведслужбами, в том числе с российскими разведорганами. Причем он контактировал с ними совсем недавно». ФБР было в курсе этих контактов, потому что Смирнов сам о них докладывал. Прокуратура выделяет многочисленные контакты осведомителя с человеком, зашифрованным как «Российский госслужащий №1». Смирнов идентифицировал его по-разному, например, как «сына бывшего высокопоставленного деятеля РФ, или как руководителя двух истребительных команд, занимающихся ликвидациями в третьей стране, или как российского представителя в еще одной стране, или как человека, связанного с какой-то конкретной российской разведслужбой». В декабре прошлого года Смирнов, по словам прокуроров, докладывал своему куратору об очередной поездке за границу, в ходе которой присутствовал на встрече с «Российским госслужащим №2». Осведомитель характеризовал его как «высокопоставленного деятеля российской разведки». По словам Смирнова, целью встречи было обсуждение «политического разрешения войны России против Украины». В ходе той же поездки Смирнов встречался с «Российским госслужащим №1», который утверждал, что «Российский госслужащий №4», возглавляющий подразделение российской разведки, руководит разведывательной операцией в клубе при некоем отеле.
Российская спецслужба, сообщил Смирнов своему куратору, прослушивает разговоры постояльцев отеля по их мобильникам, в том числе важных американцев. Компромат, собранный таким образом, может пригодиться российским властям для вмешательства в американские выборы 2024 года, поведал куратору осведомитель. Дальше следуют несколько страниц выжимок из оригинальных донесений осведомителя, фатально обесцененных тем, что в них закодированы все имена и названия. По словам прокуроров, в сентябре прошлого года Смирнов встретился с группой следователей ФБР и попытался продать им очередную историю из жизни Байденов. Осведомитель посоветовал своим собседникам выяснить, не записывались ли разговоры Хантера Байдена в киевском отеле «Премьер-Палас», поскольку этот объект якобы контролируется Россией и прослушивается. Смирнов сказал, что Байден-младший часто заглядывал в отель, и отметил, что ему самому попадалась видеозапись, на которой тот входит в «Премьер-Палас». Стройность этой версии нарушается тем, что Хантер Байден, по данным прокуратуры, никогда не был в Украине, хотя, по моим сведениям, в Киеве есть люди, якобы там его видевшие.
Как утверждают прокуроры, перед своим арестом в аэропорту Лас-Вегаса Смирнов поведал, что лица, связанные с российской разведкой, были причастны к распространению небылиц о Хантере Байдене. Ознакомившись с позициями сторон, судья-магистрат Дэниел Олбрегц распрядился выпустить Смирнова под честное слово, приказал прицепить ему датчик GPS и запретил ему выезжать из Лас-Вегаса, кроме как в федеральный суд в Лос-Анджелесе. Бывшего осведомителя выпустили во вторник, а в четверг на него снова надели наручники в конторе его адвокатов. Власти, очевидно, уже не мыслили без него жизни и уговорили лос-анджелесского судью выписать новый ордер на арест Смирнова.
А не клевещи на Байденов! Это тебе не Трамп.