Её уличали в помощи террористам, а теперь назначили «смотрящей» по Газе. Но нам не привыкать — мир принимает одно решение против Израиля за другим.
8 января пост координатора ООН по гуманитарным вопросам, касающимся сектора Газы, заняла Сигрид Каг, исполнявшая до этого обязанности министра финансов Нидерландов. Её назначение утвердил генсек ООН Антониу Гутерриш — и ему в этом никак не помешал медийный скандал, развернувшийся вокруг Каг в конце 2023 года. В ноябре нидерландский политик выступила в Амстердаме на мероприятии в память о Хрустальной ночи. И многим членам еврейской общины это показалось возмутительным. «Как она может осуждать нацизм, активно поддерживая террористов, убивающих евреев?» — в лоб спросили родственники Рины Шернав, погибшей в августе 2019 года в теракте недалеко от поселения Долев в Самарии.
Убийцы 17-летней Рины, заложившие бомбу на пути следования ее автомобиля, были высокопоставленными членами UAWC, палестинского Союза комитетов сельскохозяйственных рабочих. Израиль признал данную организацию террористической, а вот Каг, занимая министерские посты в Нидерландах, лоббировала выделение для нее финансовой помощи. Делала она это вполне успешно: с 2017 по 2020 год UAWC получил от добрых европейцев более 12 миллионов долларов. Вот почему Каг — вместе с другими голландскими министрами — на дружеских фотографиях стояла плечом к плечу с убийцами Рины. Когда об этом стало известно прессе, Каг заявила, что «не догадывалась о связи Союза комитетов сельскохозяйственных рабочих с террористами». В итоге Нидерланды разорвали отношения с UAWC, но до сих пор не принесли извинений семье Шернав.
Еще одна известная фотография запечатлела Каг в компании с Ясером Арафатом, советником которого долгое время был ее муж Анис аль-Каг. После смерти Арафата он много лет представлял интересы Палестинской автономии в Швейцарии, а позже создал фонд, занимающийся «вопросами ближневосточного урегулирования». К слову, портрет Арафата, по данным французской газеты L’Orient-Le Jour, был замечен в гостиной дома пары в 2015 году. С мужем Сигрид познакомилась, когда с 1998 по 2004 год работала в отделе внешних связей БАПОР, Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. БАПОР — крупнейшая по масштабам программа ООН и, пожалуй, самая антисемитская. На агентство работают порядка 30 тысяч человек, в основном это палестинские арабы, многие из которых являются действующими членами ХАМАСа. Неудивительно, что ежегодно независимые международные организации — например, UN Watch, наблюдающие исключительно за работой ООН — фиксируют сотни случаев открытого антисемитизма со стороны сотрудников БАПОР. Так, только несколько дней назад стало известно, что в корпоративном чате БАПОР, в котором состоят более трех тысяч человек, активно приветствовали нападение террористов на Израиль 7 октября. Кроме одобрения преступлений боевиков, в чате звучали призывы не подчиняться приказам ЦАХАЛа об эвакуации — и оставаться живым щитом для террористов ХАМАСа. До этого UN Watch публиковала доказательства, как сотни учителей БАПОР толкают своих студентов к насилию в отношении евреев, причем порой это прямые призывы к убийству. Кстати, совсем скоро бывший глава БАПОР Пьер Кренбюль станет новым директором Международного комитета Красного Креста. Этот лидер в 2019-м ушел в отставку с поста главы БАПОР с большим скандалом. Тогда в СМИ просочился отчет на имя генсека ООН, в котором Кренбюль обвинялся в сексуальных домогательствах и злоупотреблении своими полномочиями. В частности, утверждалось, что Кренбюль назначил свою палестинскую любовницу на высокооплачиваемую должность личного советника — и путешествовал с ней по миру за счет ООН. Как заметил иерусалимский научно-исследовательский институт NGO Monitor, то, что новый координатор ООН по гуманитарным вопросам в Газе раньше работала в БАПОР, говорит лишь об одном: она имеет немалый опыт поддержки кампаний по дезинформации, которые демонизируют Израиль под прикрытием заботы о правах человека. Отметим также, что голландские СМИ неоднократно сообщали о натянутых отношениях между Каг и премьер-министром Нидерландов Марком Рютте. И причина этому — любовь Рютте к Израилю. Сама Каг в интервью прошлых лет называла израильских поселенцев «незаконными колонистами на конфискованной земле», а решения Биньямина Нетаниягу «расистскими» по отношению к палестинцам. Однажды Каг даже призналась, что разделяет боль палестинцев, поскольку отец ее мужа был «зарезан евреем на набережной Иерусалима». Правда, в полицейских протоколах тех лет записей о подобном инциденте нет.
Представляя Каг на должность координатора по гуманитарным вопросам в Газе, офис генсека ООН указал, что она обладает «незаменимым опытом в израильско-палестинских отношениях», а ее работа будет направлена на то, чтобы «упрощать, координировать, отслеживать и верифицировать поставки гуманитарных грузов в Газу». Ей же поручено «создать механизм ООН по ускорению поставок гуманитарных грузов в Газу через государства, не являющиеся сторонами конфликта».
Израиль крайне обеспокоен, что международные поставки помощи могут быть использованы для контрабанды оружия, боеприпасов и топлива для террористов ХАМАСа. В настоящее время основным способом доставки гуманитарной помощи в Газу является египетский КПП «Рафах». Сам Израиль поддерживает план, предложенный Кипром: он предполагает строительство хаба в порту Ларнаки и доставку грузов в Газу через Средиземное море. Первые грузы из Ларнаки уже поступили в Газу и полностью контролировались Израилем. Но вот что предложит Сигрид Каг — пока загадка, которая не может не тревожить еврейское государство. Официальные власти Израиля никак не комментировали назначение Каг, но вот представители страны в ООН напомнили, что готовы «сотрудничать только с профессиональными и непредвзятыми» членами организации. Отношения с ООН обострились в октябре 2023 года, после того как Антониу Гутерриш нашел объяснение зверствам террористов ХАМАСа, заявив, что они «возникли не на пустом месте». С того момента Израиль отозвал визы у ряда представителей ООН — в том числе у координатора по гуманитарным вопросам в Иудее, Самарии и секторе Газы Линн Хастинг: ее обязали покинуть страну в двухнедельный срок. Впрочем, и до нападения боевиков ХАМАСа на Израиль отношения с ООН оставляли желать лучшего. Это отчетливо видно по решениям ЮНЕСКО, которые, по идее, должны касаться исключительно культуры, но на поверку оказываются больше про политику. Так, в сентябре 2023 года ЮНЕСКО внесла археологический памятник Древний Иерихон на западном берегу реки Иордан в список всемирного наследия «в составе Палестины». До этого то же самое произошло в 2017 году с Хевроном. В том же 2017 году ЮНЕСКО приняло резолюцию, согласно которой Израиль в Иерусалиме является «оккупирующей державой». Всем было очевидно, что отношение к Израилю предвзято — и что его связь со Святой землей, мягко говоря, преуменьшается. В итогев 2019 году Израиль вышел из ЮНЕСКО. Компанию ему тогда, кстати, составили США — это было при президенте Дональде Трампе. Однако при новой администрации США вернулись в ЮНЕСКО — процесс завершился в 2023 году.
ЮНЕСКО как часть системы ООН занимает в большинстве случаев ярко выраженную антиизраильскую позицию, — говорит руководитель отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Дмитрий Марьянис. — Это и привело к выходу Израиля из ЮНЕСКО в 2019 году. Но дело в том, что, судя по всему, мы сталкиваемся с системной проблемой — ООН как бюрократическая система занимает в абсолютном большинстве случаев пропалестинскую позицию. Это хорошо видно в свете событий осени 2023 года».
В ближайшие дни нас, к сожалению, может ожидать очередное тому подтверждение. В Международном суде ООН в Гааге разворачивается абсолютно нелепое судебное представление: там на полном серьезе рассматривается иск Южной-Африканской Республики против Израиля. Юристы из ЮАР обвиняют Израиль в геноциде. Посмотрим, что на это скажут судьи ООН.
Алексей ВИКТОРОВ
jewish.ru