«Снежную королеву» впервые экранизировали в СССР. Помните тот холодный поцелуй крупным планом? А «оживила» хозяйку ледяных чертогов Наталья Климова – но предпочла славе уединение.
Образ равнодушной Снежной королевы, который прославил Наталью Климову, был полной противоположностью актрисы в жизни – по словам Натальи, ее с детства отличали «мистическая, интуитивная одаренность и впечатлительность». Именно поэтому, ярко блеснув на экранах в 60-е, а затем, столкнувшись с чередой жизненных трудностей, она пропала так же внезапно, как и появилась – и стала затворницей.
Родилась Наталья Климова, урожденная Малкина, 27 февраля 1938 года в Москве. В своих интервью она мало говорит о детстве – известно лишь, что карьерой актрисы Климова особо не грезила и по окончании школы решила поступить на инженерный факультет строительного института. Однако, проучившись год, поняла, что это не ее стезя, и ушла в школу-студию МХАТ.
Вскоре юная Наташа познакомилась с актером Владимиром Заманским, который был старше ее на 12 лет и работал в театре «Современник». К тому времени 36-летний Владимир пережил столько, что мог бы легко написать автобиографию. В 1944-м, будучи 18-летним парнем, он добровольцем ушел на фронт, участвовал в наступлении 3-го Белорусского фронта под Оршей и спас раненого командира. А в начале 50-х был осужден и работал на стройках в Харькове и Москве. Всего в местах не столь отдаленных Заманский провел четыре года, а после освобождения поступил в школу-студию МХАТ, которую окончил в 1958-м.
«Неземную красоту» Климовой отмечали все
Когда Наталья появилась в жизни Владимира, он жил в подсобке театра и мало что мог ей предложить. Но девушка влюбилась в него без памяти. В 1962-м Наталья и Владимир стали законными супругами. Их первой «квартирой» была все та же подсобка театра, но это, похоже, актрису ничуть не смущало. Супруги вместе работали в «Современнике», о котором у нее, увы, сложилось не самое приятное впечатление. «Перешагивая порог родного театра, я содрогалась. “Современник” был жутким местом. Ненависть и зависть правили там всем», – рассказывала она.
Впрочем, в начале карьеры актриса мирилась с этим. И ее терпение вскоре было вознаграждено – она получила главную роль в фильме Маноса Захариаса «Конец и начало», который вышел на экраны в 1963-м. В нем Наталья сыграла медсестру Алики, афинскую аристократку. Затем были небольшие роли в картинах «Товарищ Арсений» и «26 бакинских комиссаров». Климова словно набиралась сил перед ролью, которая должна была стать ее билетом в блестящее будущее. И она получила свой шанс в 1965-м – сыграла роковую красотку, «авантюристку с размахом» Зою Монроз в экранизации романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». И стала известной на весь Союз. А затем случилась «Снежная королева». Вообще, эту сказку Ганса Кристиана Андерсена экранизировали более 15 раз, но первые экранизации вышли именно в СССР. В 1957 году вышел мультфильм, ставший классикой советской мультипликации, а в 1966-м – фильм-сказка «Снежная королева». Он был снят по сценарию драматурга Евгения Шварца.
Климовой в нем досталась роль самой Снежной королевы. Как впоследствии рассказывал Вячеслав Цюпа, исполнитель роли Кея – а именно так звали мальчика в советской версии – сцены во владениях Снежной королевы снимались в загородных павильонах «Ленфильма» с «кубами льда и черным линолеумом, в котором все отражалось». «Поцелуй женщины неземной красоты, снятый крупным планом – это, конечно, памятная история», – отмечал актер в интервью, вспоминая о своем опыте съемок с Климовой. «Неземную красоту» актрисы не могли не замечать и другие мужчины. Коллеги и поклонники жаждали ее внимания, Заманский сходил с ума от ревности, супруги то и дело ссорились. На стороне романов Наталья никогда не крутила, но в 70-е годы в ее жизни действительно появился другой мужчина – Игорь Климов, за которого актриса вышла замуж в середине 70-х. Однако с ним Наталья прожила всего два года, а после вернулась к Владимиру Заманскому, прихватив с собой лишь фамилию бывшего супруга.
Климова и Заманский
После съемок в «Снежной королеве» карьера Климовой застопорилась – она снялась еще в нескольких картинах, но роли в них были небольшими. Последним фильмом, в котором появилась Наталья, был «Чайковский» Игоря Таланкина – в 1972 году он претендовал на «Оскар» в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший саундтрек».
Сниматься Климова перестала не из собственной прихоти – ей диагностировали редкую форму туберкулеза, требовалось долгое лечение. Поначалу актриса пыталась совмещать его с работой в театре, но, в конце концов, из «Современника» ей пришлось уйти. Затем были мучительные годы терапии и несколько операций, а долгожданное «вы здоровы» она услышала лишь в начале 90-х годов.
Впоследствии актриса признавалась, что постоянные съемки и спектакли всегда были ей в тягость и «болезнь в некотором смысле освободила» ее. Климова часто думала о нерожденном малыше и «неправильности» выбранной профессии, в которой приходится жертвовать, идти по головам и отвоевывать место под солнцем. Это было не по ней, и после ухода из кино и театра Наталья даже слышать о них не хотела.
Закрылась она и от мира – общалась в основном с мужем, который, к слову, карьеру бросать не спешил. Пока супруга лечилась от тяжелой болезни, он продолжал играть в кино и в 1988 году был удостоен Государственной премии СССР за роль в фильме Алексея Германа «Проверка на дорогах». В нем актер сыграл коллаборациониста Александра Лазарева, который перешел на сторону партизан. Тогда же Заманскому было присвоено звание народного артиста РСФСР.
В начале 90-х актер был занят в театре и снялся еще в нескольких фильмах, но с каждым годом предложений о съемках становилось меньше, а стрессов – все больше. В итоге Наталья и Владимир решили, что их лучшее будущее – жить вдали от мегаполиса, посвятив себя духовному развитию. В 1998-м, окончательно устав от суеты, супруги уехали в Муром – старинный город во Владимирской области – и поселились в небольшом доме, который раньше был баней.
85-летняя Наталья Климова и 97-летний Владимир Заманский вместе до сих пор – и, похоже, совершенно счастливы. «Человек очищается, просветляется только через боль и страдания. Это как раз наш путь. Так все вокруг обретает смысл», – считает актриса.
Виктория КОТТ
jewish.ru