Чья Земля?

Этот вопрос больше волнует евреев, чем арабов — у кузенов давненько (с 623) лица повернулись от Иерусалима к Мекке, но всё-таки…

Давайте договоримся — врага полезно уважать и стараться понять, как бы ни хотелось сфокусировать глаз на его не самых вдохновляющих качествах. Это знает любой шахматист: противника не стоит ни пере, ни недооценивать. Как и самого себя; объективность — мощное оружие. Зададимся вопросом: чего желают от евреев и Израиля мусульмане, в частности, арабы? Какие у них претензии и где — если есть — возможность для взаимопонимания, диалога и при случае здоровых отношений? После 7 октября и при 80% поддержки коллег палестинцами Автономии, под градом сыплющейся отовсюду «братской любви» об этом не хочется даже думать, кровь меж нами нарастает с каждым днём, однако… Есть ли средство не только победить в конкретной схватке, но остановить наши войны вообще? При этом явственно, что прежние попытки «примирения», подкупа и имитации братства доказали свою полную несостоятельность.

Одна из причин: разговор на разных языках вынуждает к одному общепонятному — говору пушек. Имеет смысл уточнить: лексикон нашего разговора с Западом интересует на Ближнем Востоке немногих. «Единственная демократия в регионе», «гуманизм», «толерантность» и прочие европейские финтифлюшки могут использовать и соседи, когда обращаются к дядям с авианосцами и толстой мошной, но лично их подобные мелочи не увлекут. Обратите внимание, они нередко жертвуют своей и окружающих жизнью за принципы, обвязываются всякой взрывающейся дрянью… Ежели б за «толерантность» и «демократию», то есть формы общественных отношений, лучше всего подошёл бы старый анекдот: «Рабинович, Родину любите? — Так точно, товарищ старшина! — Умрёте за неё? — А кто тогда будет Родину любить?». Взлетевшему к гуриям демократическое устройство похорон как-то перпендикулярно.

Ещё момент — в клановых обществах вопросы уважения и престижа крайне существенны, они демонстрируют место в сообществе. Беседовать надо, учитывая систему приоритетов и представление собеседника о его собственной роли и правах. Например, предлагать «решение о двух государствах» уместно только в случае, коли собеседник признаёт твоё законное право хотя бы на половину территории. Иначе — это будет для него в лучшем случае временным тактическим ходом. И — оскорблением: ты подсовываешь мне кусок моего же?!

Иначе говоря, если евреи хотят мирно жить на своей земле, надо найти способ убедить соседей в наших на неё правах и что их собственные на эту Землю претензии не имеют достаточной основы в их же традиции. Так, мусульмане объявляют Аль-Аксу (Дальнюю мечеть) «третьей по значимости святыней ислама» — ныне это во всех энциклопедиях; считается она древнейшей (5 раз отстраивалась после разрушений). Вопрос, с какого времени существует предание про вознесение отсюда Мухаммада в 619 году слишком политически значим, чтобы можно было рассчитывать на объективное его освещение, и затрагивать тему — бесполезный скандал. По одним источникам, об этом известно изначально и потому мусульмане сперва молились в сторону этой мечети, то есть Иерусалима, по другим — легенда возникла позже как идеологическая опора в борьбе за эту землю.

На сегодняшний день претензии мусульман на Землю Израиля идеологически основаны на трёх опорах: «Авраам (Ибрагим) завещал её старшему сыну Ишмаэлю» (прежде «вознеся на жертвенник одного из сыновей», согласно Корану; но Тора считается священным писанием «как минимум до Пророка» и оттого приличней признать, что этот сын — Ицхак; принадлежность Земли именно его потомкам декларируется в Торе многократно). Второе — отсюда мистически вознёсся Мухаммад (по земным меркам в Палестине он не бывал) и объявил это место «землёй мира и спасения», в третьих — земля, которой правили мусульмане, обретает статус «дар аль-ислам».

Начнём с первого. Нынешние арабы, результат смешения североафриканских и ближневосточных племён — может быть, идейные, но однозначно не физические потомки Ишмаэля (Исмаила); на это, возможно, могут претендовать некоторые бедуинские кланы, но точное родословие у них отсутствует, тем более на 4000 лет. У евреев же есть легко проверяемое свидетельство прямой преемственности, как минимум у коэнов и левитов, потомков внука Ицхака Леви, принадлежность к которым по мужской линии удостоверялась в каждом поколении. Не случайно Арафат «производил» нынешних евреев от хазар (хотя фамилия Козырев — от «кузар» — характерна для чеченцев и русских), другие «учёные» объявляли нас европейцами, дабы оспорить наследственное право на Землю: «вас здесь не стояло».

Следующее — вознесение Мухаммада и «земля мира и спасения». Из этого можно при желании выводить сакральный смысл некоторых религиозных объектов, как мечеть Аль Акса, высоко ценить Святую Землю — но ко владению целой страной это отношения не имеет. В отличие от еврейских прав, ведь наш Храм стоял в столице собственной страны, многими столетиями предшествовал выстроенной на его месте мечети; Храм не нуждался в мистических обоснованиях и легендах, он очевидно соединял духовное и материальное. Особый статус Земли Израиля в Законе юридически закреплён, как и предназначенность её для заселения и управления еврейским народом. По этой позиции права арабов на эту Землю тоже слабы.

Наконец, третье и, пожалуй, наиболее значимое. Понятие «дар аль-ислам» возникло в 8 веке с подачи Абу Ханифы, основателя одной из четырёх школ школ в суннитском исламе (ханафизма). Оно не является каноническим и не встречается в Коране и Сунне. Означает отнюдь не вечную принадлежность умме стран, некогда владеемых мусульманами, как это нередко понимают, — но лишь территории, где господствует мусульманский закон. Те могут быть населены не только и не обязательно мусульманами, но также иными монотеистами (зимми) и вопрос лишь о том, как там судят — в соответствии ли с правилами шариата. Другое дело, что, по мнению многих мусульманских правоведов, страны, где шариа заменяется иным законодательством, становятся «дар аль-харб», территорией войны. В зависимости от ситуации и законоведческой школы, решением для мусульманина может стать или хиджра — в данном контексте переезд на «дар аль-ислам», или джихад — «борьба за веру», которую нередко понимают как вооружённую борьбу. Но это — лишь одна, обожаемая масс-медиа интерпретация; так, по многим мнениям исламских правоведов, вооружённая борьба при джихаде допустима лишь оборонительная. Только с позиции идеолога «Мусульманского братства» Сейида Кутба джихад — обязательно активная форма борьбы с врагами ислама, в первую очередь мечом. За что его в Египте и повесили. Можно, конечно, отнести Землю Израиля к «дар аль-харб», но тогда эта, полюбившаяся Хамасу, подразделению «Мусульманского братства», интерпретация обязанности джихада как вооружённой борьбы станет явно противоречить позиции пророка Мухаммада об Израиле как «земле мира и спасения»! В итоге не будет слишком смело утверждать, что исламизм противоречит собственно исламу и право евреев на Землю Израиля по мусульманскому канону вполне халяльно.

Чья Земля1Тут возникает одна загвоздка. Некогда её сформулировал саудовский представитель в ООН. «Вот вы, прогоняя бедных палестинцев, ссылаетесь на Тору, утверждая, что страна принадлежит вам — но ведь там ещё кое-что написано! Как насчёт Шаббата, кашрута и прочих законов?» То есть чтобы увидеть в нас законных наследников общего праотца Авраама, имеющих право на Святую Землю, арабам нужно удостовериться, что мы действительные его последователи и наследники. Не «оплот демократии» и «передовой форпост Запада на Ближнем Востоке» — но община «возлюбленного Б-гом» Авраама, народ, несущий человечеству его веру и ценности. Возможно, тогда они станут — как предсказано в Традиции — не нашими злейшими врагами, а ближайшими сподвижниками в построении Храма и обучению всего человечества Б-жественному Закону. Как некогда сказал моему знакомому пожилой араб: «вы же святой народ, что вы вытворяете?!».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

2 thoughts on “Чья Земля?

  1. «У евреев же есть легко проверяемое свидетельство прямой преемственности, как минимум у коэнов и левитов, потомков внука Ицхака Леви,»

    Удивительно. Впечатление, что кроме болтовни у Израильтян нет Ни археологии, Ни исторической науки. Ни тысячей реальных документов разных эпох, и описаний путешественников по Землям палестины.
    Где же эти «Замечательные» Израильские археологи и ученные. Ведь в мире Есть и Английские и Немецкие замечательные востоковеды. Которые уже просеивали и собирали со всей территории древние артефакты. Почему же получая от Государства Израиль зарплату, Вся эта так называемая «ученая братия» не удосужилась создать научный труд Исторической Принадлежности Этой территории Евреям. А все любители занимаются этой Болтовней. которой конечно никто и не верит.

  2. Верно. Арье. Нам нужно говорить с арабами и мусульманами на их языке, как это делают шейхи Ахмад из Иордании и Палаци из Рима. Речь идет прежде всего о Святой Земле и народе Мусы. Коран точно предопределяет, кому она принадлежит. Слова Мухаммеда выражают волю Аллаха. Вряд ли евреям сейчас нужно доказывать, что они люди Мусы-Моисея. И даже Устав ООН, говоря, что земля предназначена для еврейского народа и только для него. А также терминология-тезарус. Палестинцев нет, есть палестинские арабы. Палестина – это территория. Все живущие здесь – палестинцы, прежде всего евреи. Десять-пятнадцать лет назад министр Хамаса сказал, что половина из них были выходцами из Египта, половина из Саудовской Аравии. Это означает, что они приезжие рабочие, которых их Родина даже не хочет запускать.
    Так что Коран и Устав ООН – наши аргументы. Izchak.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *