Артемий Троицкий: «Государственный бульдозер стал загребать всех без разбора»

Артемий Троицкий (архивное фото) 

 

После того как Кремль развязал против Украины полномасштабную агрессивную войну, репрессии в России распространились практически на все слои общества. Деятели искусства не стали исключением. Артистов, музыкантов, писателей, открыто заявивших о своем неприятии агрессии, начали шельмовать в прессе и включать в реестр «иноагентов». У тех, кто выступает с концертами, отнимали эту возможность и срывали гастроли. Многие яркие исполнители были вынуждены покинуть страну.

Итоги года в этой сфере подводит критик и журналист Артемий Троицкий. Напомним, что в РФ он признан «иностранным агентом». С 2014 года Троицкий живет в Таллинне, где занимается преподавательской деятельностью, совмещая ее с журналистикой.

— Как война в Украине повлияла на российскую музыкальную жизнь? Вызвал ли у вас удивление раскол российских исполнителей по признаку отношения к войне?

На российскую музыкальную и вообще культурную среду сильнейшее воздействие произвела скорее не сама война, а та политическая, экономическая, идеологическая ситуация, которая в результате сложилась. Артистов, которые были бы реально за войну, очень мало. Это… фанатики. Некоторых из них я довольно хорошо знаю. Из числа музыкантов тут можно назвать буквально несколько персонажей: певица Чичерина, бывший участник «Агаты Кристи» Вадим Самойлов, некоторые другие. Что касается остальных артистов, которые эту войну формально поддерживают, то они делают это исключительно из-за страха или по расчету. Со страхом все понятно. Мы видим, что происходит со всеми, кто нарушает установленные путинским режимом правила. Они просто изымаются из профессиональной жизни, попадают в «черные списки», им отменяют концерты, лишают доступа к масс-медиа. Что касается расчета, то и тут все более или менее ясно. Поскольку практически все лучшие артисты покинули страну или находятся в запретных списках, то, естественно, что музыкальная поляна заметно опустела. И, как всегда бывает, «после битвы поле брани остается мародерам». Соответственно, в России наступило время мародеров, они заполняют вакуум. Это артисты, которые, как правило, давно не были востребованы типа (Олега) Газманова, группы «Любэ» и так далее. Либо на авансцену выходят пенсионерские рок-группы вроде «Чайфа». Они постоянно выступают на разных патриотических мероприятиях, исполняя госзаказ и зарабатывая на этом больше денег, чем, думаю, получали когда-либо в жизни.

— А какова ситуация с артистами, выступающими против войны?

Тут довольно хаотичная картина. Во-первых, очень многие из них покинули страну, начиная с Аллы Пугачевой. Здесь и Андрей Макаревич, и Борис Гребенщиков, и Земфира, и «Мумий Тролль», и «Би-2», и «Ногу свело», и практически все за редчайшими исключениями самые известные российские рэперы. Это абсолютно логичный исход. Потому что видные артисты нуждаются в публике, концертах, не могут жить на голодном пайке, особенно если привыкли десятилетиями к постоянной гастрольной деятельности и концертной практике. Есть, разумеется, и те, кто в силу самых разных причин — тут, полагаю, сколько артистов, столько и историй — остались в России. Прежде всего, это те, кто находится в черных списках. Самый типичный случай тут — ДДТ Юрия Шевчука и «Сплин» Александра Васильева. А также те, кто просто находятся ниже уровня радара государства и цензуры. Это не особо популярные и малоизвестные артисты, исполняющие, в том числе, скажем, инструментальную музыку без всяких намеков на протест. Пока они чувствуют себя в стране достаточно вольготно. Но, боюсь, что это не устойчивое состояние, и ситуация постепенно будет ухудшаться. Мы видим по истории с клубом «Мутабор» и «голой» вечеринке: то, что еще совсем недавно казалось абсолютной невинным и допустимым даже в фашистском государстве, сегодня уже таковым не является. Думаю, что нечто похожее может произойти и со всей, даже сугубо аполитичной и «нишевой» российской музыкой.

— Чем, по-вашему, вызвана реакция властей на упомянутую вами вечеринку?

Тут, по-моему, сыграли определяющую роль, как минимум, два обстоятельства. В первую очередь, это логичная эволюция, а точнее, деградация путинского режима, который продолжает наступление на всевозможные свободы, становится все более жестким и нетерпимым. Репрессии выглядят все более откровенными и пугающими. Если раньше режим был безжалостен только к своим противникам в политическом и гражданском спектре, то теперь государственный бульдозер стал загребать всех без разбора, включая тех, кто ему просто чем-то не нравится — даже в чисто эстетическом или нравственном планах. Строгая политическая и идеологическая подоплека тут уже отсутствует или притянута за уши. И это важнейший признак тоталитаризма как такового. Тотальный контроль требуется повсеместно. Это фундаментальная причина. Вторая причина — не столько стратегическая, сколько тактическая. В России приближаются президентские псевдовыборы. И хотя их результат давно известен, тем не менее какие-то предвыборные пассы путинская администрация делает: в частности, пытается заигрывать с самой консервативной и нищей частью электората, демонстративно «опуская» развратную культурную элиту и «с жиру бесящийся» бомонд. Хотя не думаю, что это эффективная политика. Задабривая одних, власти отталкивают других.

 

— Каковы последние новости о Юрии Шевчуке? Ранее писали, что он перенес инфаркт, а зарубежные гастроли ДДТ были сорваны…

— Главная новость заключается в том, что на днях Шевчук и ДДТ выпустили новую песню и новый видеоклип под названием «Новости». Это в высшей степени мрачная, я бы сказал, безнадежно мрачная песня. Очень сильная. Юра себя чувствует нормально, и с начала следующего года они с ДДТ приступают к гастролям. Будут играть в Европе, Израиле и, надеюсь, Соединенных Штатах. Русскоязычная аудитория за границей сейчас велика как никогда. И люди заждались.

Беседовал Виктор Владимиров

golosameriki.com 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 4,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *