Не посылают в бой, а воюют вместе. Спасая своих солдат, в Газе погибли полковник Бен Башат и подполковник Гринберг.
К 25 декабря на войне с ХАМАСом погибли 489 израильских военнослужащих. Из них 157 человек пали в Газе после начала операции «Железные мечи», объявленной в ответ на нападение террористов. Каждый четвертый из погибших — офицер. Ряд «экспертов» называет такие потери руководящего состава тактическим просчетом. Но это не так. Просто в ЦАХАЛе нет приказа «Вперед!», есть лишь призыв «Следуй за мной!». Командир всегда идет впереди, а не подталкивает солдат сзади. Это не только этическая сторона вопроса, но и возможность быстрой адаптации боя к реальным условиям без долгих согласований с вышестоящим начальством. Так в Израиле побеждали десятилетиями. Побеждают и сейчас, но неся потери.
Так, 13 декабря ЦАХАЛ сообщил, что во время зачистки района Шеджайя в Газе погибли девять военных, и шесть из них были офицерами. Произошло следующее: солдаты бригады «Голани» обследовали здание, в котором оказался туннель террористов. Выскочившие из него боевики открыли по израильтянам огонь, забрасывая их гранатами. Оценив серьезность ситуации, с двух сторон на помощь к солдатам устремились соседние подразделения. Командовал же этой спасательной операцией начальник штаба бригады «Голани» — 44-летний полковник Ицхак Бен Башат. И делал он это не через экран монитора — вместе с группой подкрепления, под прямым огнем террористов, он прорвался к зданию, где находились попавшие в засаду бойцы.
Службе в армии полковник Бен Башат с позывным Бенба посвятил 26 лет. Призванный в элитное подразделение «Эгоз» бригады «Голани», со временем он был назначен командиром одной из групп, а затем заместителем командира всего подразделения. В 2014 году во время операции «Несокрушимая скала» в Газе его командир получил ранение — и возглавить «Эгоз» доверили ему. После завершения тех военных действий Башату присвоили звание полковника. После Башат руководил бригадой «Саги», обеспечивающей безопасность рубежей с Египтом, а когда ее расформировали, возглавил бригаду «Паран»: к прежним обязанностям добавилась охрана границ с сектором Газа. Два года назад Бенбу назначили командиром легендарной бригады «Ифтах». Он занимал эту должность до сентября 2023 года, пока не решил полностью посвятить себя семье и воспитанию четверых детей.
О трагических событиях 7 октября он узнал, находясь в отпуске с последующим увольнением из армии. Бен Башат тут же прибыл в штаб, и, несмотря на то, что со дня на день должен был выйти приказ о его отставке, настоял на участии в операции. Его назначили заместителем Яира Плая, командира бригады «Голани». В итоге Бен Башат руководил ликвидацией прорвавшихся в Израиль террористов, а после вводил подразделение в Газу и вел с ним бои на самых сложных направлениях.
Одним из них был район Шеджайя — опорный пункт ХАМАСа на севере Газы. На его зачистке настояли сами бойцы «Голани». «Бригада «Голани» имеет давние связи с этим районом, — объяснял Яир Плай. — Значимость миссии по очищению места от террористов нашим бойцам объяснять не надо». В числе упомянутых «связей» — подбитый террористами бронетранспортер с бойцами «Голани» во время операции «Несокрушимая скала» в 2014 году. Машина 70-х годов тогда заглохла на подступах к району. Два члена экипажа выбрались его починить — и были взяты террористами в плен. Сам БТР боевики сожгли — шесть остававшихся внутри бойцов сгорели там заживо. ЦАХАЛ отбуксировал БТР в Израиль и похоронил солдат. А вот останки солдат, взятых в плен и замученных на пытках, до сих пор не возвращены.
На протяжении всех этих лет район оставался, пожалуй, самым надежным оплотом ХАМАСа на севере Газы. Испещренный тоннелями и оборудованный надежными укреплениями боевиков, он стал местом ожесточенных боев для ЦАХАЛа. Десятки отрядов вооруженных до зубов террористов забрасывали израильских солдат взрывчаткой и стреляли по ним из окон жилых домов, прикрываясь мирными жителями Газы. Повышенного внимания требовало каждое здание: почти все они были заминированы, на крышах действовали снайперы. Когда связь с четырьмя попавшими под обстрел бойцами пропала, Башат, не раздумывая, возглавил одну из спасательных групп. Прорвавшись с боем к зданию, где была организована засада, он обнаружил, что эвакуировать, к сожалению, уже некого. Оставить павших солдат значило лишить их чести быть похороненными на родной земле — террористы могли забрать их тела и скрыться в тоннеле. Вынести же их под обстрелом было невозможно. Вот почему бойцы продолжили отражать атаки, пока не раздались взрывы, обрушившие большую часть здания.
По данным ЦАХАЛа, палестинцы наблюдали за продвижением израильских военных с помощью видеокамер — и использовали засаду на первых бойцов как ловушку. Дождавшись прибытия подкрепления, они атаковали израильтян огнем с двух перекрестных направлений, а затем применили фугасы. Бой длился около двух часов. Точку в противостоянии поставили подошедшие на выручку танки 188-й бронетанковой бригады «Барака».
У полковника Ицхака Бен Башата остались четверо детей
«Я почувствовала беду сразу. И поняла, что трагедия действительно произошла, когда услышала скрип колес остановившейся ночью рядом с домом машины, — рассказывала на похоронах Бена Башата его жена. — Из нее вышли твои сослуживцы. Боль в сердце с той минуты не унять. О тебе горюют пять сердец — мое и наших детей. Но обещаю им и тебе — я сделаю все, чтобы их жизнь была счастливой. И верю, что ты и другие, ушедшие от нас, поможете закончить эту войну».
Бен Башат — самый высокопоставленный офицер ЦАХАЛа, погибший в ходе наземной операции в секторе Газы после нападения террористов ХАМАСа на Израиль. Вместе с ним в том бою погибли сержанты Ром Хехт, Ачиа Даскал, Эран Алони, капитан Лиэль Хайо, майоры Рой Мелдос, Моше Авраам, Бен Шелли и подполковник Томер Гринберг, командир 13-го батальона бригады «Голани».
Гринбергу за несколько дней до гибели исполнилось 35 лет. В его кармане лежало поздравление от дочери. В бою он прикрывал группу Бена Башата с другой стороны здания. В начале ноября ЦАХАЛ опубликовал аудиозапись разговора Гринберга с подполковником Салманом Хабакой, командиром 53-го батальона 188-й бронетанковой бригады. Гринберг попал тогда под массированный обстрел боевиков и просил прикрытия. «Чем вам помочь? — спрашивает Хабака боевых товарищей, попавших в засаду. — Так, нужна немедленная эвакуация, я вас понял». Подполковник Салман Хабака вывел батальон Гринберга из-под обстрела, но сам погиб. Теперь же, спасая других, погиб и сам Гринберг.
Но в день, когда погиб Гринберг, свой первый день рождения отметили близнецы Гай и Рой Бердичевски. Их родителей в кибуце Кфар-Аза 7 октября убили террористы. Сами они на протяжении 13 часов были «приманкой»: хамасовцы, засевшие дома, издевались и доводили их до плача, завлекая детским криком в ловушку солдат и жителей селения. Гринберг их спас. Он обещал навестить их после войны. Теперь, в этом нет даже сомнений, навещать его будут они — на северном склоне горы Герцля.
Алексей ВИКТОРОВ
jewish.ru