
Самый главный прием у любого фокусника, будь-то иллюзионист или престидижитатор, — это отвлечение внимания зрителей от того, что происходит на самом деле. Мы смотрим на них, как на чародеев, мы аплодируем им, восхищаясь, не отдавая себе отчета в том, что нас просто ввели в заблуждение, отвлекающим маневром заставили сосредоточить наше внимание на правой стороне, тогда как реальное действие на самом деле происходило слева.
Этим искусством отвлечения внимания обладают не только фокусники, но и представители многих других профессий: адвокаты, продавцы, мошенники, следователи, которые давно были бы не у дел, если бы не умели манипулировать вниманием своих клиентов.
Но в манипулировании публичным вниманием никто не может превзойти политиков, умеющих не только убеждать нас в том, что мы от них слышим, но и считать, что они, политики, сами искренне верят в то, что говорят. Хитроумные ответы на пресс-конференциях, предвыборные обещания, ничего существенного не сулящие, маниловские мечтания, выдаваемые за действительность, — все это далеко не полный перечень в арсенале трюков наших политических иллюзионистов, обладающих особым и довольно-таки редким даром не только убеждения публики в своих талантах, но и превращения этой самой публики в своих поклонников.
Барак Обама наделен этим даром в изобилии.
Меня, вообще-то, выступления фокусников вводят в замешательство. Я пытаюсь понять, в чем суть трюка, и не могу. Что касается ныне знаменитой речи Обамы, произнесенной им 18 марта в Филадельфии, то тут мое замешательство беспрецедентно. Думаю, нет, даже скорее верю, что знаю, в чем заключался трюк, но никак не могу взять в толк, почему другие не хотят этого знать. Наши СМИ, в зависимости от их политической склонности, описывают эту речь либо как достойную сравнения с лучшими речами Линкольна, Кеннеди и Черчилля в плане анализа и определения нашей расовой дилеммы, либо как искаженное изображение расовой действительности в Америке.
Считаю, что обе эти оценки неверны. Речь была действительно о расовых проблемах, но это был трюк — очень умный, даже гениальный, потому что Обаме удалось отвлечь внимание аудитории от главной идеи своего пастора Райта, которая заключается отнюдь не в обличении расизма, а в антиамериканизме. Расизм для нас не новость, мы уже привыкли извиняться за рабство, существовавшее задолго до нашего появления на свет и даже задолго до приезда наших предков в Америку. (Между прочим, в этом году мы должны были праздновать, но почему-то не праздновали двухсотлетие закона, который запретил ввоз рабов в США и который был принят 1 января 1808 года, 200 лет тому назад.)
Суть проповедей пастора Райта заключается в их антиамериканизме. Это не беспрецедентно: подобные обвинения Америки во всех грехах звучали и продолжают звучать в исламских медресе во всем мире, ими публично бряцают президенты Венесуэлы и Ирана, неофашисты, анархисты, ненавистниками Америки как правого, так и левого толка.
Бредовые обвинения в разработке СПИДа и распространения его по всему миру Соединенными Штатами, в раздаче наркотиков чернокожими агентами ЦРУ, в организации теракта 9/11 самой Америкой мы уже слышали от радикалов, ненавидящих нас и желающих нам смерти.
Но мы никак не можем слышать этот бред от пастора известной церкви, да еще, по общему признанию, от религиозного советника, близкого друга и ментора «будущего президента Соединенных Штатов». Именно из-за этого бреда разгорелся весь сыр-бор, пока Барак Обама не использовал свой мастерский трюк, этакий магический поворот, сведя все к обсуждению расовой проблемы в Соединенных Штатах, теме, которая является важной и интересной, но имеющей такое же отношение к публичному осуждению антиамериканских воззваний преподобного Райта, как «распиливание» фокусником своей ассистентки.
«Ловкость рук» Обамы, переходящая в велеречивость, осталась незамеченной. Его оглушили аплодисментами после того как он мастерски ввел всех в заблуждение, полностью отведя внимание слушателей от проповедей ненависти к Америке, которые он и его семейство слушали в течение 20 лет, не протестуя и не выражая недовольства.
Предлагаю вам следующий сценарий: белый (или латиноамериканский, или азиатский, или еврейский) священнослужитель обращается к своей конгрегации присоединиться массовым хором к его призыву
«Б-же, прокляни Америку»! И при этом говорит, что вирус СПИДа был создан и распространен американским правительством. В то же самое время этот священнослужитель является старинным религиозным и идеологическим советником белого (или латиноамериканского, или азиатского, или еврейского) кандидата на пост президента. Разве такое не дало бы повода для бури возмущения и неодобрения как для священнослужителя, так и для кандидата? Думаю, что разразился бы крупный скандал. Американцы не хотят президента, не преданного своей стране и у которого не хватило бы смелости порвать отношения с ненавистником Америки. И это не имеет ничего общего с расой.
Что касается Обамы, прикидывающегося, что он не знал или не принимал всерьез идеологию своего духовного наставника, то вот вам еще один сценарий. Как бы вы отнеслись к человеку, если бы узнали, что он в течение 20 лет посещал заседания организации Ку-клукс-клана и заявил во всеуслышание, мол, понятия не имеет, что они проповедуют и какие у них цели и задачи? Любой из вас, вне зависимости от расы и религии, посчитал бы этого человека либо глупцом, либо лжецом, что никак не может дать ему право претендовать на самый высокий пост. А вот Обаму, как по мановению волшебной палочки, осенило магическое всепрощающее решение: произнести речь на расовую тему.
Сработала ли эта магия? Очевидно, да. Но хочется верить, что американский народ достаточно умен, чтобы его можно было обвести вокруг пальца доверительным красноречием обаятельного фокусника.