Так было всегда: Пурим — это праздник чудесного спасения еврейского народа, праздник нашей победы и возвращения к своим традициям. Но теперь, по прошествии 2400 лет, особенно для людей, переживших Холокост, это ещё и праздник, неразрывно связанный с личным спасением и возвращением к своим корням.
Именно эту связь и сделали главной темой организаторы пуримского торжества, которое проходило в воскресенье 23 марта в синагоге бывших узников гетто и концлагерей в бруклинском Луна-Парке. Праздник, на который собрались более 200 русскоязычных и американских евреев, получился очень весёлый, насыщенный интересный.
— Поздравляю всех с нашим замечательным праздником, — обратилась к собравшимся ведущая торжества, директор Международного клуба еврейской истории Надежда Курилович. — Его организовали президент синагоги и благотворительной организации SCI Семён Ройтблат — душа и мотор нашей организации, его помощники Зиновий Голинский, Александр Фельдман, Исаак Володарский, Яков Брейчер, Владимир Рипа, Белла Александровская, Чарна Лангман, Шура Гохберг, Зина Близнюк.
К нашему большому сожалению, Семён Ройтблат — мотор и душа нашей организации — по состоянию здоровья сегодня не может быть в этом зале, но он передаёт всем свои поздравления и пожелания, чтобы праздник прошёл радостно и весело.
«Синагога —
это моя жизнь»
На этом месте позволим себе отступление, чтобы рассказать, как создавалась открытая несколько лет назад синагога, в которой проходило торжество.
1940 год. 18-летний еврейский мальчик Семён Ройтблат, сын казённого раввина, сразу после окончания школы оказывается на передней линии фронта в Литве. А дальше — хождение по мукам: плен, жизнь под чужим именем, концентрационные лагеря, изнурительная работа, постоянный страх смерти, наконец спасение.
В последний год войны Семён служил в Советской армии, затем работал и 30 лет назад иммигрировал в Америку.
— Семён, не так часто наши русскоязычные евреи стремятся открыть синагогу. А что к этому побудило вас?
— Я из религиозной семьи. В детстве ходил с отцом в синагогу, носил его талес. Отец многому научил меня: читаю, пишу и разговариваю на идиш. Всегда, когда я попадал в опасную ситуацию, я просил Б-га спасти меня и дал себе клятву: если вернусь живым и здоровым, то обязательно во имя
Вс-вышнего что-то сделаю. Это была моя мечта.
Я живу в районе Луна-Парка, где раньше не было синагоги. Когда меня избрали в совет директоров, я поставил вопрос о необходимости синагоги в Луна-Парке. Эту мечту долго не удавалось осуществить, ибо было много безразличных. Но в январе 2001 года я всё-таки добился разрешения. Нам выделили помещение, где нужна была серьёзная перестройка и капитальный ремонт. Мой лечащий врач доктор Островская выделила на это 1000 долларов. Потом появился ещё спонсор — Яков Витебский. Он и сейчас много делает для того, чтобы синагога могла осуществлять свою главную задачу — сохранять и укреплять еврейские традиции. Мой племянник бесплатно сделал нам дорогостоящую электропроводку. Так удалось открыть синагогу.
Наш первый раввин Пинхас Бобровский подарил синагоге Тору и шкафчик для её хранения — арон-а-кодеш. У меня появились друзья-энтузиасты: И. Володарский, А. Александровский, З. Голинский. Сейчас к нам присоединились А.Фельдман, Я. Брейчер и другие преданные синагоге люди. А. Пикельман бесплатно сделал все компьютерные работы.
В Луна-Парке живут около 3000 русскоговорящих евреев, и синагога пользуется большой популярностью. Мы стараемся делать как можно больше для распространения еврейства среди нашего населения.
— Вы не только президент синагоги, но ещё и руководитель благотворительной организации Survivors Charity Inc. (SCI). Это как-то связано?
— Да, конечно. Я был членом Ассоциации бывших узников гетто и концлагерей, которой руководит Изя Кацап. Он очень порядочный и честный человек, но думаю, что люди, пережившие Холокост, больше других должны быть преданы делу еврейства, потому что Б-г помог нам выйти живыми из ада. Считаю, что Организация узников гетто и концлагерей не делает той работы, которая им положена. Если они считают, что ходить в синагогу не обязательно, то какие же это евреи и что это за еврейство. Поэтому я вышел из этой Ассоциации.
Позже, когда в Ассоциации произошёл раскол, часть людей, которые из неё вышли, начали собираться в нашей синагоге, и мы решили создать другую Ассоциацию. Это была очень сложная работа, на которую у меня ушло два года. Но так получилось, что часть людей решила отделиться, и тогда мы создали новую благотворительную организацию — SCI, которая объединяет не только узников гетто, но и жертв других катастроф — пока это около 300 человек. Я и раньше принципиально не занимался финансовыми вопросами. У меня недостаточно сил и здоровья, чтобы, оставаясь президентом синагоги, где очень много работы, быть ещё и президентом SCI. Поэтому я только исполняю обязанности президента до тех пор, пока не найдётся человек, который возьмёт на себя руководство.
Наша цель —
забота о человеке
… Мы возвращаемся к рассказу о праздничном торжестве.
Прозвучал гимн Израиля, выступают хозяева и гости, веселье — полным ходом.
— Присоединяясь ко всем поздравлениям и пожеланиям, хочу сказать несколько слов о нашей организации, — говорит директор SCI Владимир Рипа. — Цель нашей организации — забота о каждом человеке. В свои ряды мы приглашаем всех переживших Холокост, Чернобыль, Ленинградскую блокаду, жертв трагедии 11 сентября и терактов в Израиле. Мы осуществляем помощь продуктами. По четвергам социальный работник даёт консультации по юридическим вопросам, оказывает помощь в оформлении Медикейда, фудстемпов и т. д. Также в нашей организации есть работник по социально-культурным вопросам: билеты на концерты, экскурсии по сниженным ценам и многое другое…
Желаю всем радостного праздника!
У микрофона Давид Степановский:
— Пурим — это религиозный праздник или исторический? — С такого вопроса начал он свой рассказ о событиях древности, актуальнейших на все времена. — Каждый год евреи в синагогах читают Мегилат Эстер, чтобы помнить, как утрата еврейского самосознания может привести нас к гибели, а спасает только единение вокруг наших традиций. События Пурима учат нас оптимизму. Аманы, которые появляются в каждом поколении, с позором уходят, а еврейский народ — вечен. Потому Пурим самый радостный праздник.
Затем Степановский играл на скрипке, пел любимые песни на идиш, и многие присутствовавшие в зале с удовольствием танцевали под эту музыку. Приятно было смотреть на помолодевшие улыбающиеся лица.
Разделить радость праздника и поздравить бывших узников гетто и концлагерей приехали много гостей: ассемблемен Алик Брук-Красный, Марк Давидович, член комитета Демпартии Нью-Йорка, Ирина Хлевнер (офис канселмена Майкла Нельсона), Анатолий Айзенберг (офис Брука-Красного), Марк Трейгер (офис ассемблемена Вильяма Колтона), Белла Губенко (ХИАС). Под всеобщие аплодисменты Белла Губенко сказала: «Сколько же поколений советских евреев не знали такого счастья быть свободными людьми! Как мы должны быть благодарны этой стране за обретение свободы и возможности соблюдать наши прекрасные традиции!»
На празднике диктор телевидения RTN Валентина Печорина брала интервью у ветеранов. А Аркадий Александровский, Анна Финк и Розабелл Миллер были награждены грамотами за общественную работу.
От души желаем крепкого здоровья всем организаторам и участникам праздника, успехов молодой синагоге и ее благотворительной организации!
София и Михаил Миллер
Фото авторов