Несмотря на трагедию 7 октября, евреи не потеряли чувства юмора. “Что общего между мобилизацией в России и мобилизацией в Израиле? Билеты в Тель-Авив трудно достать!” И действительно, Россию покинули около миллиона человек, в то время как в Израиль вернулись более 200 тысяч человек, и многие из них приехали для того, чтобы вступить в ряды защитников своей страны…
“Впервые за мою долгую жизнь я почувствовал, что само существование Израиля в опасности”, — поделился со мной в Нью-Йорке один пожилой американский еврей.
7 октября многие израильтяне пережили глубокое потрясение, и некоторые покинули страну. Однако многие не только не уехали, но и добровольно вступают в ряды Армии Обороны Израиля. Один из таких людей Иосиф Шулинин, который родился в Сибири, жил в Москве, работал директором WeWork России.
-Иосиф, после трагических событий 7 октября вы могли вернуться в Москву, однако решили пойти добровольцем в израильскую армию. Почему?
-Некоторые недоброжелатели глумились в соцсетях над евреями России, которые в связи с “ограниченной военной операцией” против Украины переехали в Израиль. “Куда вы теперь побежите из Израиля?” — насмехались они. У меня, конечно, никакой идеи бежать не было. Была только одна мысль: “Как помочь моей стране, моему народу?”
24 февраля 2022 года я проснулся с абсолютным непониманием того, как такое ужасное событие могло произойти. Нечто подобное я ощутил 7 октября, когда услышал звуки сирены. Это какая-то повторяющаяся психологическая травма. Эта война меня застигла врасплох. Всё, что произошло, настолько ужасно, что человеческий мозг не в состоянии этого осознать. Я находился в тяжелом эмоциональном состоянии. Знаю многих людей, которые тяжело всё это переживали. В ситуации такого стресса я нашел для себя единственный ответ на вопрос “что делать?” — включиться в полезную для моего народа деятельность.
Еще 11 лет назад я мечтал вступить в ряды Армии Обороны Израиля, пройти боевую подготовку и призваться резервистом, как все граждане страны. И вот эта мечта стала возможной из-за войны. Несмотря на возраст, 36 лет, меня приняли добровольцем на ускоренный двухнедельный курс подготовки, после которого я начал службу в армии. Я рад тому, что я могу быть полезен своему народу.
-Вы живете недалеко от сектора Газы?
-Мы живём в 24 км от границы с сектором Газы, в религиозном кибуце, который находится недалеко от населенных пунктов, захваченных террористами. 7 октября наша семья проснулись в 7:30 утра от звука сирены, которую мы услышали первый раз в жизни. Над нашими головами рвались снаряды. С детьми на руках мы побежали в бомбоубежище. Там провели праздник Симхат Тора. Когда праздник закончился, мы услышали новости, на тот момент это еще была вершина айсберга, трагедия выглядела абсолютно сюрреалистично. И тот факт, что все это произошло рядом с нами, погрузило нас в какую-то новую реальность. В эпицентре этой трагедии были многие наши знакомые, к счастью, из тех, кого мы лично знаем, погибших не было, были лишь те, кому удалось вырваться из лап террористов.
-Вы, наверное, ощутили чувство уязвимости, ведь в 20 км от Газы находились кибуцы, которые пострадали самым жутким образом. Вас эвакуировали или вы остались жить в вашем кибуце?
-Несмотря на близость к границе, наш кибуц не входит в зону, подлежащую эвакуации. Сразу после начала войны мы уехали на несколько дней на север, к друзьям, а потом вернулись домой. Я вступил в местную дружину охраны кибуца, а потом поступил на ускоренный курс молодого бойца, и через две недели я уже был призван в армию. Меня приняли в военный раввинат, который занимается широким спектром задач, например, обеспечивает кашрут на кухнях на военных базах и для солдат в полевых условиях, раввины также проводят шаббаты и праздники. Понятно, что в военное время требуются прикладные навыки. Меня обучали опознанию тел павших на поле боя, и, очевидно, я буду заниматься именно этим.
-Моё благословение вам, чтобы те тела, которые уже были опознаны, стали последними павшими израильтянами, а вы могли бы стать замечательным педагогом, вдохновляющим солдат, говорящих на русском языке. Мы знаем, что много ребят, приехавших на учебу в Израиль из России и других стран бывшего СНГ, идут в армию и становятся “одинокими солдатами”. Кстати, сегодня я читал в крупнейшей израильской газете “Едиот Ахронот” о том, как один солдат находился в процессе гиюра (принятие иудаизма для неевреев по Галахе). Он был в спецназе, перед боем обратился с просьбой к военному раввину. “Не знаю, вернусь ли я оттуда живым, — сказал он. — Но даже если я не смогу жить как еврей, то хочу умереть как еврей”.
-Да, я читал эту потрясающую статью. И это не единичный случай. Я слышал и другие подобные истории. Многие граждане Израиля, неевреи, по еврейскому закону, то есть родились не у еврейской мамы, после этой жуткой трагедии окончательно приняли решение пройти гиюр, чтобы навсегда быть частью нашего народа, развеять все сомнения внутри себя.
-Как, по вашему мнению, трагедия 7 октября повлияла на израильское общество?
-ХАМАС нанес тяжелый удар по восприятию наших арабских соседей как партнеров по мирному процессу. Люди видят, что любые попытки умиротворения соседей ни к чему хорошему не приводят. Это, конечно, тяжело говорить, но любое проявление антисемитизма, и эта трагедия в том числе, напоминание нам, евреям, о том, кто мы и какова наша роль в этом мире. Все, в принципе, написано в Торе. Я как официальный представитель военного раввината могу сказать, что как бы больно ни было, из этого нужно сделать определённые выводы. Нам нельзя забывать, что мы евреи. Как бы мы ни старались найти общий язык с соседями, как бы мы ни старались вписаться в общемировые представления о том, как должно жить современное государство, нам нельзя забывать, что у нас есть Тора, которая хранит нас на протяжении многих тысячелетий. Никакие технологии, никакие замечательные философские идеи не опровергли и не отменили нашу Тору. Сегодня можно увидеть, как народ Израиля объединился, забыл о своих разногласиях, о вещах, которые меня как нового репатрианта расстраивали. Я имею в виду демонстрации, политические трения. Очень жаль, что такую дорогую цену мы платим за объединение. Важно не забывать, что Иерусалимский Храм был разрушен из-за разобщенности еврейского народа. Когда я говорю, что в Торе всё написано, то имею в виду, что евреи – это, прежде всего, семья. Тора называет нас “бней Исраэль — сыновья Израиля”. Мы — это семья, которая сначала попала в египетское рабство, потом, выйдя из рабства, поселилась в Земле Израиля. Мы семья, и только в семейном кругу на семейном совете, через консенсус, через единство, мы можем принимать решения и двигаться дальше к прогрессу и процветанию.
— Как вы считаете, у нас есть надежда в каком-то обозримом будущем на мир между евреями и арабами?
-У нас нет выбора. Мы будем сосуществовать с народами на территории Святой Земли или граничить с теми народами, которые живут рядом с нами и ничем не отличаются от палестинских арабов. Да, 80% Иордании — это палестинские арабы. Выбора у нас нет, какой-то нужно будет придумывать способ для совместного существования. К сожалению, та модель, по которой Израиль планировал жить, судя по всему, не работает. И если вспомнить Тору, то Авраам молился о Содоме, прося Всевышнего спасти город негодяев ради 50 праведников. Всевышний согласился, но там не нашлось даже десяти праведных людей. Я не утверждаю, что среди палестинских арабов нет десяти праведников, они наверняка есть. Я надеюсь, что есть там голос разума, есть люди, которые на той стороне тоже хотят спокойно жить, но пока этих голосов не слышно. А эти голоса должны быть услышаны. Считаю, что весь цивилизованный мир и, прежде всего, исламский, должен категорически осудить агрессию ХАМАСа и постановить, что ХАМАС — это не Палестина, ХАМАС — это не арабский народ, и в сотрудничестве с Израилем выработать какую-то новую формулу мирного сосуществования.
-Каким вы видите будущее свое и своей семьи на этой земле?
-Исключительно позитивно. Более того, я считаю, что это миссия — поселиться и жить в Земле Израиля. Меня недавно спросили молодые люди из Москвы, из еврейской организации: “Что мы можем сегодня сделать для Израиля?” Я ответил им: “Алию — поселиться в Израиле”. Сегодня еврей, который находится в галуте, в изгнании, может сделать алию. Да, это тяжёлое решение, тяжело экономически устроиться, приспособиться, выйти на былой уровень комфорта. Но сейчас то самое время, когда Израилю нужна наша поддержка. Понятное дело, что новый репатриант приедет и сейчас мало что сможет сделать для своей страны, но каждый новый репатриант — это семя, которое на нашей святой земле прорастает и становится деревом, питающим эту землю. Мне кажется: лучшее, что может сделать еврей в своей жизни, — это переехать в Израиль. Реализация еврея, самая полная, самая настоящая — она здесь, на Святой Земле. Понятно, что у каждого своя уникальная миссия в жизни, но счастлив тот, кто может себе позволить роскошь — быть евреем на своей земле. Как поётся в нашем гимне: “Жить свободным народом на своей земле!” Это, наверное, лучшее, что может сделать человек в своей жизни. Мудрецы пишут, что тот, кто вступил на Святую Землю, как будто выполнил все заповеди Торы. Поэтому я смотрю на это как на миссию, и миссию не только для меня. Я смотрю на это как нам миссию нашего народа по исправлению мира. Евреи были рассеяны, и наша задача сделать так, чтобы они вернулись и почувствовали здесь себя как дома.
-Те, кто не могут вернуться, все равно спрашивают: что можно сделать для Израиля?
-Сделать все, чтобы другие переехали в Израиль побыстрее.
-Хочу вас поблагодарить, и сказать, что каждый, кто усиливает свою связь с еврейской традицией, с Торой, с Израилем, укрепляет свою душу и становится источником света, где бы он ни жил, строит свою еврейскую семью, помогает материально своей общине и Израилю, конечно же, вносит свою лепту в будущее нашего народа. Сегодня в Израиле повсюду можно прочитать слова: “Вместе победим!” И мы как народ все вместе обязательно победим и будем жить в мире!
Беседовал Лев КАЦИН