Шляпы, джинсы, сапоги — и звезда Давида. На защиту евреев встали ковбои: они едут в Израиль жить на границе с Газой и охранять кибуцы.
«Мы здесь, чтобы показать: мы не оставим жителей Израиля наедине с ХАМАСом и другими боевиками! Мы не допустим резни!» — говорит 24-летний Джон Плочер из Монтаны. Он прилетел в Израиль вместе с другими ковбоями-добровольцами для помощи еврейским фермерам. В начале ноября эту живописную группу в шляпах, клетчатых рубашках и голубых джинсах заметили в аэропорту Нью-Йорка при посадке на рейс до Тель-Авива, а на следующий день — выходящими из аэропорта им. Бен-Гуриона. Их фотографии выложили в соцсети, и за несколько дней снимки стали вирусными. Сообщение о ковбоях, вставших на защиту Израиля, только в соцсети X (в прошлом это Twitter) собрало несколько миллионов просмотров.
Умеют и пахать, и драться
Плочер и его друзья — участники проекта «Итай», который курирует христианская волонтерская организация «А-Йовель» (HaYovel). Больше 20 лет она отправляет американских фермеров в Иудею и Самарию — район, также известный как Западный берег реки Иордан. Фермеры помогают местным еврейским хозяйствам, а заодно знакомятся с достопримечательностями Святой земли. Но у сегодняшней миссии ковбоев более жесткие рамки: они будут не только работать на фермах, но и доставлять грузы и оборудование по всей Иудее, а также обеспечивать охрану от воров и возможного проникновения террористов.
«Эти небольшие хозяйства окружены арабскими деревнями, где после событий 7 октября резко вырос уровень враждебности: на днях на дороге обстреляли машину с еврейской семьей. Поэтому для проекта подбирали таких парней, которые не только знакомы с земледелием, но и могут обращаться с оружием. Они консерваторы и любят Израиль», — говорит Джошуа Уоллер, директор по операциям в «А-Йовеле».
С начала войны против ХАМАСа в израильскую армию были призваны более 300 тысяч резервистов — многие из них трудились в сельскохозяйственной сфере. Из-за военных действий страну также покинула часть иностранных рабочих, трудившихся на фермах — в основном это таиландцы. Наконец, из соображений безопасности на работу в еврейских хозяйствах теперь не допускают палестинцев. «Все это привело к острой нехватке рабочей силы и поставило на грань жизни и смерти десятки небольших хозяйств по всему Израилю. Но если те из них, что расположены на границе с сектором Газа, сегодня выживают за счет повышенного внимания к этому региону, то еврейским фермам на Западном берегу приходится сложнее. Проблем у них столько же, но они как бы остались на периферии фокуса», — объясняет Уоллер.
Рабочих рук в кибуцах сейчас не хватает
Он старший из 11 детей Томми Уоллера, основателя «А-Йовеля». Организация существует порядка 20 лет, за это время она привезла в Израиль тысячи американских фермеров-волонтеров, примерно по 200–400 в год. Всех их объединяет интерес к Святой земле и еврейскому народу. Они называют себя «американскими сионистами», хотя при этом не имеют еврейских корней. Сам Джошуа Уоллер говорит, что «провел всю жизнь в перелетах между США и Израилем» вместе с братьями и сестрами, которые тоже трудятся в организации отца. «Все ковбои, которые приехали в Иудею и Самарию сегодня, также по несколько раз бывали в Израиле в прошлом. Для них работа в местных хозяйствах — это не что-то прямо кардинально новое и неожиданное», — говорит он.
«А-Йовель» запустила проект «Итай» после октябрьской атаки ХАМАСа. Изначально он заключался в сборе денег на покупку средств безопасности для еврейских ферм на Западном берегу: дронов, тепловизоров, бронежилетов, касок, биноклей и прочего. Свое название, по словам Уоллера, проект символично получил по имени военачальника-нееврея в армии царя Давида: об Итае упоминает вторая книга Шмуэля.
В рамках проекта на нужды фермерских хозяйств планировали собрать около 30 миллионов долларов. «Не то чтобы мы установили четкий бюджет, нет. Мы спросили администрацию хозяйств, что им нужно, они составили список — так получилась примерная сумма», — объясняет Уоллер. Два миллиона уже собрано и отправлено адресатам, говорит он. Но параллельно со сбором денег на призыв «А-Йовель» откликнулись добровольцы. Вместе с четырьмя ковбоями, ставшими героями интернета, из США прибыли еще около 20 волонтеров — в основном из штатов Монтана и Арканзас. Все они оплатили перелет за свой счет.
«Сейчас очень важно протянуть руку помощи израильским фермерам. Если они не смогут собрать урожай и продать его, то завтра исчезнут», — говорит Джон Плочер. Это его третий визит в Израиль. Плочер признался, что планировал провести зиму дома, в Монтане, но узнав о начале войны с ХАМАСом, решил, что его руки будут нужнее на Западном берегу. «Формально все мы прибываем сюда как туристы. Но лично мне не очень интересно посещать обычные христианские туристические объекты. Важнее знать, что ты делаешь что-то полезное и оказываешь реальную помощь. И это потрясающий глубокий опыт — работать на земле, с обычными людьми», — говорит он.
Джон Плочер прибыл как турист, но вместо экскурсий трудится в полях
Джошуа Уоллер называет происходящее в Иудее и Самарии «четвертым фронтом». Первый фронт, по его словам, находится на границе сектора Газа, второй и третий — на сирийской и ливанской границах. «Да, полномасштабные боевые действия идут не везде, но если с той стороны границ почувствуют, что Израиль слаб — то с большой долей вероятности захотят нанести удар. В Иудее и Самарии живут около 500 тысяч евреев, они разбросаны по сотням населенных пунктов — и между ними и двумя-тремя миллионами палестинцев нет никаких барьеров. Мы здесь, чтобы показать: Израиль не один, и он не слаб», — говорит Уоллер.
Сегодня ковбои трудятся на ферме в Мехоле — поселении в долине реки Иордан, где проживают около 700 евреев. Штаб-квартира «А-Йовель» расположена в еврейском поселке Хар-Браха с двумя тысячами жителей. Жизнь в стране, охваченной войной и тревогой, не пугает ковбоев. Братья Джозеф и Йезекииль Стрейн, 21 и 20 лет, прибыли на Западный берег с семейного ранчо в Монтане, где занимались разведением лошадей. «Я не боюсь того, что может случиться. Я чувствую, что именно здесь мое место», — говорит Йезекииль. Его брат Джозеф утверждает, что в этой позиции нет позерства. «Люди думают, что мы немного рисуемся: все эти шляпы, сапоги, джинсы. Но это не так. Это просто наш стиль и культура. Мы такие, какие есть, и у нас есть привычка к тяжелому труду», — говорит Джозеф, который щеголяет звездой Давида на пряжке кожаного ремня.
Тем временем, по словам Уоллера, в «А-Йовель» продолжают поступать заявки от ковбоев-волонтеров. «Нападение на Израиль вызвало очень сильный отклик в наших краях. Мне пишут и звонят люди, и многие готовы не только на мирную фермерскую работу. Они спрашивают: “Окей, как мне записаться в ЦАХАЛ? Я хочу защищать эту страну с оружием в руках”».
Михаил БЛОКОВ
jewish.ru