Марш семей заложников. Израиль. AP — Ohad Zwigenberg Фото: .rfi.fr
Поступают сообщения о том, что израильское правительство при посредничестве Катара заключило сделку об освобождении части израильских заложников, которые попали в плен к террористам ХАМАСа. На первый взгляд, это радостное событие, безусловно, радостное для заложников и их семей, которые ожидают возвращения домой своих близких.
Последние недели объединение семей заложников требовало их освобождения любой ценой. Они встречались с членами Кнессета и правительства, проводили демонстрации, требуя освобождения своих родных. И мы, конечно же, понимаем их и молимся за освобождение заложников.
Одновременно у этой проблемы заключения “сделки с дьяволом” есть и обратная сторона. Так, например, в 2011 году Израиль уже заключил сделку с ХАМАСом, которая называлась “сделкой Шалита”. Тогда израильтяне освободили 1027 заключенных за одного попавшего в плен израильского солдата. Но настоящую цену за эту сделку израильтяне заплатили 7 октября 2023 года. Поскольку освободив тогда, в 2011 году, ярых ненавистников Израиля, которые совершили самые страшные преступления против израильских граждан в истории государства, была заложена почва для дальнейших атак против еврейского государства.
Практически все главари ХАМАСа, устроившие резню 7 октября, были освобождены в рамках сделки Шалита. Освобождая террористов, израильтяне должны задать себе вопрос: значит ли это, что кто-то в будущем может оказаться жертвой этих же террористов? Ведь они могут вернуться к своей деятельности и в дальнейшем совершать преступления. Это, во-первых. Во-вторых, если последние годы террористы опасались, что они могут попасть в тюрьму и просидеть там до конца своих дней, то теперь оказывается, что нет. Стоит только арабам захватить евреев в заложники, израильтяне, которые так ценят жизнь, “уступят” за одного еврея тысячу террористов. Это, конечно, разрушает страх, который должен остановить террориста от совершения преступления. И, в-третьих, это практически делает каждого израильтянина целью для захвата его в заложники.
Поэтому мы проводим виртуальный мост между Нью-Йорком и Иерусалимом и говорим с человеком, который обладает военным опытом, был офицером и одновременно — он мудрец Торы.
Беседа с бывшим офицером и раввином Лейбом Саврасовым.
Раввин Лейб Саврасов. Фото с видео
—Приветствую вас, рав Саврасов!
Недавно я увидел в социальных сетях пост одной женщины: “Освободить любой ценой” с фотографией детей заложников. Сердце каждого человека обливается кровью, когда он видит фотографии захваченных в плен детей. А вот что бы вы сказали по поводу “освободить любой ценой”?
—Как вы правильно сказали, я бывший военный, и это влияет на мою точку зрения как бывшего офицера. Мне непросто говорить на эту тему: у меня сейчас два сына в армии.
—У меня тоже два сына в армии, один в десантных войсках, другой в бригаде “Голани”. Поэтому я понимаю вас. Мы с вами два отца, у которых сыновья служат в Армии обороны Израиля.
—Да, мои тоже в пехоте. Один — в Газе, другой — на севере. И конечно, это оказывает влияние на моё отношение к происходящему. Ну, давайте по порядку. Хочу подчеркнуть, что я не претендую на точку зрения галахического авторитета. С одной стороны, известно, что освобождение пленников — это одна из величайших заповедей. Эта заповедь затрагивает тончайшие струны человеческой души. Ведь горькая судьба пленников вызывает огромное сочувствие.
Фото: lechaim.ru
Несмотря на то, что освобождение пленников — это величайшая заповедь, уже давно мудрецы постановили, что, когда пленников захватывают специально для “выкупа”, нельзя идти на сделки. Естественно, что каждую ситуацию нужно оценивать индивидуально. На мой взгляд, как я вижу эту ситуацию, если мы посмотрим на нынешнюю, которая возникла не сегодня, то вполне очевидно, что ХАМАС давно уже превратил тему заложников, их освобождение и переговоры в мощнейший рычаг давления на общество Израиля и на руководство. И это намного хуже, чем “выкуп”. Кроме того, посмотрите, что террористы требуют. Они требуют перемирия. С военной точки зрения, все эти перемирия с ХАМАСом всегда приводили только к одному — гибели наших солдат. Адар Гольдин был убит, и тело его было захвачено во время перемирия, сделанного из гуманных соображений. У меня ощущение, что эта сделка — просто очередная ловушка. Мы наступаем на те же грабли. Сделка, которая сейчас совершается, боюсь, приведёт к незавершённой военной операции в Газе. То есть, это будет ещё один круг с новыми жертвами. Наверное, если бы я не был верующим человеком, я бы сказал, что всё выглядит ужасно плохо. Но поскольку я понимаю, что в эту ситуацию нас поставил Всевышний, то верю, что Всевышний знает, как нас вывести отсюда. Будем надеяться на Него.
—С одной стороны, когда Талмуд говорит: “Великая мицва”, не упоминая, какая, то речь идет о мицве выкупа пленника. Казалось бы, это самая великая мицва, которая только может быть — спасение человеческой жизни. Но, тем не менее, как вы правильно сказали, “мудрецы говорят, что не выкупают пленников больше их стоимости”. Это в те времена, когда пленников захватывали для продажи на рынке рабов, и купить раба можно было для его освобождения. Но если еврейского раба захватывают специально, чтобы его, как еврея, продать подороже, тогда на евреев будут охотиться, и освобождение одной жизни приведёт к потере многих других. В такой ситуации мудрецы запретили спасать одного, потому что это подвергает опасности жизнь других.
У нас есть потрясающий пример. Махарам из Ротенбурга оказался в плену. Он был главным раввином общины, и местный царёк потребовал, чтобы община заплатила за него огромный выкуп. Рав Махарам, будучи руководителем общины, запретил этот выкуп и умер в тюрьме.
—Да, это известная история, и у неё есть продолжение. Рош, ближайший ученик Махарама из Ротенбурга, которому рав запретил выкупать его из тюрьмы, сам оказался в опасности. Его хотели захватить следующим, и ему пришлось бежать из Ротенбурга в Испанию. Там он стал раввином, у него родился сын, написавший свод еврейского закона Тур, на его основе Йосеф Каро написал “Шулхан Арух”, по которому мы живём.
Фото: Министерство Диаспоры Израиля
— Обсуждая освобождение заложников, мы должны задать себе вопрос, подобный тому, который стоял перед равом Махарамом: “А если бы наши дети оказались в заложниках, мы тоже были бы против этой сделки?”
—Когда отцу похищенной девочки сообщили, что установили её смерть, он сказал: “Слава Б—гу, теперь я буду спокоен”. Если бы мои дети, не дай Б—г, были сейчас в плену, я не смог бы сказать, какой была бы моя позиция. Вы спросили, как бы я поступил, вернее, как бы я хотел поступить, находясь в той ситуации, но как бы я поступил… — не знаю.
—А как бы вы хотели?
—Я уже сказал.
—Вы имеете в виду, что предпочли бы смерть плену? Но если бы кто—то из наших близких или мы сами оказались в плену, приняли бы мы то же самое решение и сказали: “Ни при каких условиях не освобождать”. Я правильно понимаю, что вы считаете — освобождать нельзя?
—Я не сказал, что освобождать нельзя. Я сказал, что сделка с ХАМАСом выглядит обманом. На эту сделку нельзя идти. Если Израиль пойдёт на сделку с террористами, то это даст им возможность выжить, значит, они опять будут планировать убийства израильтян. Может быть, в следующий раз это будет не ХАМАС, а “Хизбалла”. Может, это будет на севере. Может, они захватят целый кибуц и будут держать его в заложниках, или целый город. Мы не знаем. С уверенностью можно сказать одно: против нас жестокий, безжалостный, беспринципный враг, готовый пойти на всё. И сделка с террористами — это грабли, на которые мы уже наступали много раз. Мало того, что эту сделку они используют с выгодой для себя, они ещё обманывают, нарушают договорённости. У Израиля нет возможности заставить исполнять условия сделки. Обо всех этих обещаниях забывают не только террористы, но и все те, кто давит на Израиль.
По итогам Второй Ливанской войны Организация Объединённых Наций решила, что “Хизбалла” не должна переходить южнее реки Литани. Но кто это исполнил? Не прошло и года, как бывший премьер—министр Израиля Яир Лапид подарил им кусок моря с газовым месторождением (“Я принёс вам мир”). Был заключён договор, который уже нарушен. С территории Ливана стреляют по израильским городам. Почему его не денонсировали?
Я недавно переводил уроки Рава Моше Шапиро на эту тему: Ещё восемь лет назад он сказал: “Нас прижали к стенке”. Захват заложников — это один из инструментов, которым нас припирают к стенке.
—Нашу любовь к людям используют как нашу слабость, и пытаются оказывать на нас давление. Однако в этом кроется и наша сила. Рав Овидия Йосеф считал, что можно и нужно выкупать израильского солдата даже за тысячу террористов, потому что это даёт силу каждому солдату израильской армии, который знает, что его страна сделает все для его спасения. Это делает нашу армию непобедимой.
Я хотел бы поднять наш разговор до духовного уровня. Вы упомянули слова рава Моше Шапиро. Я помню, как впервые пришёл на его урок в 1986 году в Иерусалиме, и в дальнейшем я слушал его уроки. На одном из них он говорил о заповеди освобождения пленника, которую исполнил Авраам, в борьбе за жителей Содома и Гоморры, попавших в плен из—за агрессии четырёх царей, о которой повествуется в начале книги “Берешит” (Книги Бытия). Это была не просто война. Четыре царя напали на Содом, чтобы захватить Лота, потому что видели в нём искорку святости будущего Машиаха, освободителя народа Израиля и человечества.
Мы верим, что придет время, когда добро восторжествует над злом. Авраам вышел спасать Лота и таким образом спас будущего Машиаха. Наши с вами дети и все солдаты Израиля вышли на войну во имя спасения заложников. Бесконечная любовь к ближнему вдохновила Авраама выйти на спасение Лота и быть готовым пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни другого человека. И это то, что сегодня делают наши солдаты в секторе Газы.
Фото: Министерство Диаспоры Израиля
—С моральной точки зрения, это, несомненно, так. Но я не думаю, что это имеет отношение к конкретному вопросу: вести ли переговоры с ХАМАСом?
—Конечно, я имел в виду именно бойцов, которые с оружием в руках заходят в туннели, чтобы освободить заложников. И мы знаем, что одну солдатку Армии обороны Израиля удалось найти и освободить. Ну, за этим чудом, кроме благословения Всевышнего, стояли люди, готовые пожертвовать собой, чтобы спасти её.
—Я больше скажу, даже те люди, которые не были готовы пожертвовать, но стали жертвами этой ужасной резни, и они уже в райском саду. У меня нет сомнения: их убили потому, что они евреи. Это была страшная резня, подобно которой не было со времён Холокоста.
—И здесь, в Америке, еврейские студенты почувствовали себя не в безопасности из—за волны антисемитизма. Вместо сострадания Израилю вспыхнул такой пожар ненависти, о существовании которого многие не подозревали. Многие евреи, которые спали в духовном смысле, проснулись. Студенты приходят на занятия Торы…
—Я тоже хочу привести пример, который, возможно, вы слышали. Это рассказ о молодом человеке, который приехал в Израиль один как солдат—одиночка, из России, был на курсах гиюра. И вот, когда произошла трагедия, он сразу оказался в армии и должен был войти в Газу. Тогда он обратился с просьбой к раввинам считать его евреем: “Если даже я не удостоюсь жить как еврей, то хочу умереть евреем”. В Израиле чувствуется какая—то реакция пробуждения.
—Есть в этом явные признаки конца нашего горького изгнания. Все мы должны проснуться. Эти мысли у меня появились, когда началась война в Украине. Наверное, первое, что хочет от нас Всевышний — чтобы мы научились проявлять сострадание. Я вижу, как наш народ действительно проявляет больше сострадания. Важно также понимание того, в каком мире мы живем и что в мире есть зло. И как бы это ни звучало пафосно, будет конечная схватка добра со злом, а со злом нельзя мириться. Ситуация подталкивает нас к тому, что мы больше не будем видеть в этом мире полутонов и говорить: “не всё так однозначно”. Это возможность каждому определиться, кто он есть. Чтобы другие увидели, кто есть кто. Давайте будем верить в то, что придёт Машиах и защитит народ Израиля, тогда справедливость восторжествует и добро победит зло. Будем также надеяться, что победа добра произойдёт с наименьшими страданиями и потерями. Я впервые позволю выразить мысль, которая была у меня в сердце. Мне было больно видеть некоторых знакомых, которые именно говорили: “не всё так однозначно”, по сути, поддерживая агрессора. Они не выражали сострадания украинскому народу, мол, “это не наша война”. И вот эта война оси зла, Ирана и России, распространилась и на нас. Сегодня мы говорим: “Да, это наша война”, выражая сострадание и поддержку. И дай Б—г, чтобы мы также помнили о том, что с тьмой нужно бороться светом, и уничтожить зло, прежде всего, каждому в своей душе. Тогда, может быть, коллективно мы станем светом для всех народов.
Беседовал Лев КАЦИН